Как понять, будет ли бизнес прибыльным? Рассчитываем финмодель за 3 шага

Как оценить, принесет ли деньги ваш бизнес? Согласитесь, здорово еще до открытия и вложения средств понимать, когда и сколько вы сможете заработать, рассчитать рентабельность и выход на прибыль. В этой статье разбираем, как оценить бизнес-идею, зачем нужно построение финансовой модели и где можно споткнуться на этом пути.
Зачем рассчитывать прибыльность бизнеса
Вы знали, что падение спроса или конкуренция — далеко не самые частые причины закрытия бизнеса?
Многочисленные исследования независимых аналитиков говорят, что первоочередные причины закрытия бизнеса — смена сферы деятельности и убыточность / отсутствие прибыли. При этом причины «падение спроса» и «высокая конкуренция» называют в среднем менее 15% всех респондентов.
Что это значит? У большинства закрытых и закрывающихся предприятий были именно внутренние проблемы, а вот внешние угрозы в виде конкурентов уходят далеко на второй план.
То есть предприниматель, считая, что у него есть клиенты, услуги и товары пользуются спросом, а в спину никто не дышит, вдруг осознает, что деньги все равно кончаются. Это означает, что он неверно рассчитал свою финансовую модель и не понимает природу создания устойчивого бизнеса
Без погружения в принципы функционирования предприятия владелец может допустить ряд убийственных ошибок:
1. Раздувать штат. В начале пути каждая штатная единица сильно бьёт по прибыли компании. При маленьком обороте не обязательно держать у себя в штате 8 рекрутёров (или хотя бы одного — можно передать на аутсорс), особенно если текучесть кадров минимальная.
2. Арендовать производственные и офисные площади по ценам и в объёмах, не соответствующих целям бизнеса и не дающих экономической выгоды.
3. Покупать дорогостоящее оборудование, не соответствующее производственным возможностям.
Например, компания, производящая одежду и текстиль в маленьких объёмах, не нуждается в дорогостоящих японских вышивальных машинах: на нашем рынке есть хорошие бюджетные аналоги.
И это лишь несколько примеров ошибок, которые предприниматели допускают при стабильном спросе и отсутствии сильных конкурентов. Своевременная разработка финмодели поможет минимизировать риски — причем заниматься этим важно еще до реализации самой бизнес-идеи. Итак, как рассчитать, будет ли бизнес прибыльным и когда именно это случится? Для этого уже давно изобрели велосипед на двух колесах, имя которым — финансовая модель и бизнес-план. Финансовая модель — это таблица с измеримыми показателями, по которым вы сможете оценить настоящее и спрогнозировать будущее бизнеса. Чем ближе к реальности окажутся прогнозируемые показатели, тем более устойчивым и успешным будет развитие вашей организации. Бизнес-план — это документ более обширный, он включает в себя как расчёты финансовых показателей (финмодель), так и иные технологические аспекты ведения бизнеса от технологии производства продукта до модели налаживания рынка сбыта. Чем подробнее и качественнее прописан бизнес план, тем проще будет начать своё дело и привлечь потенциальных инвесторов. Чтобы рассчитать финмодель будущего бизнеса, необходимо продумать несколько параметров. Прикиньте, какую выручку вы планируете иметь каждый месяц. На этом этапе вы будете рассчитывать планируемые финансовые показатели: план продаж, прогноз по выручке, средний чек и так далее. Как это сделать? Все зависит от ваших первоначальных инвестиций и притока денежных средств после старта продаж. Например, если вы хотите открыть кофейню, можно найти конкурента со схожими параметрами ведения бизнеса, оценить его меню и ценообразование, трафик рядом со входом в заведение и конверсию прохожего в посетителя. Если вы открываете клининговую компанию, заранее оцените на сайтах с закупками и тендерами, какую цену за какой объём работ берут ваши будущие конкуренты. Из анализа потенциальных технических заданий и договоров можно будет понять, какие требования компании-заказчики будут предъявлять к вашим работникам, к материалам, которые вы используете и т.д. Понимая, сколько вы хотите зарабатывать, вы увидите, сколько сырья и материалов надо закупить, чтобы выпустить в продажу нужный объём товаров и услуг. Оцените, какие расходы вас ожидают Операционные расходы — это регулярные траты для ведения бизнеса. Оплата труда, коммуналка, связь, реклама, аренда и многое другое, без чего не обойтись. а) посмотрите цены на аренду помещений, в которых может расположиться ваш офис и производство, выберите наиболее приемлемый результат с учётом возможных логистических цепочек б) оцените, сколько вам нужно сотрудников для обслуживания вашего бизнеса в рамках постоянного найма, зайдите на сайты по поиску работы и посмотрите уровень заработных плат в) посчитайте расходы на коммунальные платежи и связь по тарифам сотовых компаний и интернет-провайдеров, подумайте, сколько необходимо потратить на рекламу. Оцените внешние угрозы Этот раздел финмодели нужен, чтобы предприниматель понимал, как на его бизнес будут влиять различные внешние факторы. Изучите цену на сырье: как она менялась в течение пары лет, разных времен год? Так вы заранее сможете спрогнозировать, как долго сможете работать с теми ценами, которые установили на старте бизнеса. Аналогичная ситуация возникает тогда, когда бизнес сильно зависит от курса иностранной валюты, также не стоит забывать про уровень инфляции. Чтобы финмодель получилась точной и практически применимой, ее составитель должен хорошо разбираться в экономических показателях. Ниже разберем базовые ошибки при построении финансовой модели: 1. Заниженные постоянные расходы Например, вы планировали нанять гораздо меньше административного персонала, чем получилось по факту. Или если вы считаете, что коммунальные платежи в офисе — это постоянная стабильная величина. 2. Завышенные показатели продаж Если вы считаете, что с первого же месяца выйдете в ноль, то советуем прочитать нашу статью про точку безубыточности: https://vc.ru/u/1874773-biznes-garant/748444-tochka-bezubytochnosti-raschet-i-polza-dlya-predprinimatelya 3. Недооценка внешней среды Если вы открываете барбершоп в районе, где нет других барбершопов, это не значит, что ваш бизнес не будет конкурировать с обычными парикмахерскими широкого профиля. Решает то, как потенциальные клиенты будут воспринимать ваш бизнес относительно аналогов, которые они для себя найдут самостоятельно. 4. Завышенная цена конечного продукта Закладывая себестоимость продукта в финансовой модели, некоторые предприниматели формируют окончательную продажную цену исключительно «на глазок», не подкрепляя это никакими дополнительными расчётами. В итоге оказывается, что никто не хочет покупать однотонные футболки молодого бренда по цене 5 таких же из масс-маркета только потому, что у компании классно сформулированы ценности. Финансовая модель — обязательный инструмент, который поможет понять, будет ли ваш бизнес прибыльным. Но он не так прост в освоении, как может показаться на первый взгляд. Оценку достоверности таких расчётов лучше доверить тому, кто профессионально разбирается с финансовой аналитикой и экономической безопасностью. Даже если ваш проект относится к категории бизнес-идей с минимальными вложениями, перед запуском покажите свою финансовую модель профессионалу либо закажите её с нуля под ключ — только тогда вы сможете быть уверены, что двигаетесь в верном направлении.

Как построить финансовую модель проекта

Ошибки при разработке финансовой модели
Заключение