Разобрать по винтикам: внедряем управленческий учет в транспортной компании

Как не терять позиции без демпинга и снижения прибыли и дивидендов?
Разбираем, как с этой задачей поможет справиться управленческий учет.
Каждый день людям в разных уголках России нужна быстрая и надежная доставка разного рода грузов: огромные фуры перевозят все от товаров народного потребления до строительных материалов и сложных комплектующих инженерных систем. Только за 2022 году автотранспортом перевезено более 5,5 млрд тонн грузов!
Эту статью мы написали для собственников бизнеса в сфере грузоперевозок, которые задумываются о введении системы управленческого учёта, но не знают, как подойти к решению этого вопроса. Будет полезно и владельцам автосервисов, потому что часть проблем общая для транспортной сферы в целом.
Особенности бизнеса в сфере грузоперевозок
Эту отрасль можно разделить на три вида деятельности, причем они могут комбинироваться в рамках одной организации:
- Грузоперевозки внутри одного региона
- Грузоперевозки между субъектами одной страны
- Грузоперевозки международного уровня.
Каждый вид имеет свои особенности. Так, для международных грузоперевозок вам просто необходим специалист по логистике, способный сотрудничать с таможнями разных стран и готовить документы на перевозки разных типов грузов. У такой компании постоянных затрат будет больше, автопарк и заказы объемнее, штат шире.
Общие элементы всех видов — персонал с разъездным характером работы и наличие автопарка. Это значит, что есть постоянная задачи: учет рабочего времени и потребления горюче-смазочных материалов, амортизации, оценка запасов и планирование закупок.
И единые для всех бизнесов вещи, конечно: привлечение и удержание клиентов, поиск персонала, оптимизация налоговых выплат и так далее. Часто, особенно на старте, когда оборот позволяет это делать, бизнес считает все показатели «на коленке». Например, в типовой автомастерской гаражного типа собственник легко сможет вручную учитывать закупку деталей на 1-2 автоподъемника, контролировать персонал, помнить про платежи. Но если бизнес начинает процветать и расширяться, без продуманной системы учета и анализа данных возникает множество проблем. Управленческий учёт обязательно необходим собственнику транспортной компании в следующих случаях: Первый вопрос можно решить, не закрывая эту статью. Вот три формулы для расчета разных видов рентабельности: 1. ROE = (чистая прибыль / капитал) х 100% Это ответ на вопрос, насколько доходным является бизнес для вас. Например, если рентабельность проекта 5% в год, а вклад в банке принесет 12%, то инвестиции в бизнес не выглядят привлекательно. 2. ROA = (чистая прибыль / стоимость активов) х 100% Показывает, насколько эффективно используются активы. Если полученный результат меньше нуля, значит, бизнес убыточен 3. ROFA = (чистая прибыль / стоимость основных средств) х 100% По этому показателю оцениваем, как много приносят основные средства: здания и сооружения, транспорт, вычислительная техника. Вернемся к особенностям внедрения управленки. Чтобы оценить их, нужно определиться с направлением сбора информации и методом учета затрат. Основная услуга компаний в сфере грузоперевозок — сама грузоперевозка как конечный продукт. То есть доставка груза из точки А в точку Б с возможными допуслугами: упаковка груза, разгрузка, хранение на складе и так далее. Теперь разобьем само понятие «грузоперевозки» на более мелкие бизнес-процессы. Например, компании поступил заказ на перевозку стиральных машин из Москвы в Санкт-Петербург. В этом случае продукт «грузоперевозка» будет состоять из следующих элементов: Каждый из этих элементов может быть объектом планово-учётной деятельности при внедрении управленки. Это приведет к необходимости выделить центры ответственности, которые, в свою очередь, смогут передавать информацию для сбора данных по управленческому учёту. Зная бизнес-процессы, мы можем спрогнозировать, какие именно производственные подразделения нам понадобятся и какой тип ответственности будет лежать на каждом подразделении. Например, каждому предприятию в сфере грузоперевозок необходим так называемый «центр погрузки» — он будет основной точкой для получения дохода предприятия. Если в организации есть диспетчеры, их отдел будет центром управленческих затрат. На отдел перевозок лягут нормативные затраты, экспедиторский отдел будет центром прибыли, а ремонтные мастерские (при наличии) центром затрат. Таким образом, при внедрении и ведении управленческого учета в этой сфере сбор информации может вестись в разрезе видов деятельности и в разрезе центров ответственности, отражая индивидуальные особенности технологических процессов и штатной структуры. Чтобы этот инструмент не остался просто табличками с кучей цифр, нужно корректно пройти все этапы внедрения. Ошибки внедрения отраслевого управленческого учёта можно поделить на 3 категории: 1. Организационные Например, когда ваш штат начинает сопротивляться новым задачам и саботировать работу в новых системах 2. Методические Когда управленческий учёт вводится до того, как настроен оперативный, т.е. у предприятия не налажена система регистрации хозяйственных операций 3. Технические Например, низкая производительность системы управленческого учета или отсутствие адекватных, современных систем бухгалтерского и оперативного учета Чтобы не потратить время впустую, доверьте внедрение и ведение управенки опытным специалистам. Квалифицированный финансовый директор определит реальное текущее положение бизнеса, укажет на точки роста и проблемные места. В «Бизнес-Гарант» вы можете получить первую консультацию с финдиректором бесплатно. Встреча займет 30 минут, ее можно организовать онлайн из любой точки мира или офлайн в наших офисах в Самаре. Ждем на встречу всех, кто: ● не имеет четкого плана роста бизнеса ● не контролирует денежные потоки и расходы ● регулярно сталкивается с кассовыми разрывами Чтобы записаться на встречу, перейдите по ссылке.
Внедрение управленческого учета в транспортной сфере
Ошибки внедрения управленческого учета в транспортных компаниях