Почему Рунет завален поддельными товарами и как брендам с этим бороться
Мы в компании BrandSecurity помогаем брендам со всего мира защищать интеллектуальную собственность и отстаивать свои права в интернете. Одно из направлений нашей деятельности — борьба с продажей контрафактной продукции, которая очень распространена в российском сегменте интернета.
Сегодня мы поговорим о том, почему Рунет стал настоящим рассадником продажи контрафакта, какие потери из-за этого несут бренды и как можно исправить ситуацию.
Изображение: Wikimedia Commons
Где производят подделки
Исторически мировым центром производства поддельных товаров известных мировых брендов является Китай. Вряд ли эта ситуация изменится в ближайшие годы — в этой стране очень развита текстильная промышленность и, например, в Гуанчьжоу сосредоточено огромное количество фабрик, которые обладают всем необходимым для оперативного пошива кроссовок или сумок известных брендов с очень низкой себестоимостью.
Впоследствии эта продукция по разным каналам расходится по всему миру, в том числе, попадает и в Россию — поставки могут идти напрямую из Китая или через соседние страны. При этом, если говорить о подделках не из сегмента одежды и аксессуаров, а ,например, об алкогольной продукции и лекарствах, то здесь контрафакт чаще производится прямо на территории нашей страны.
Сколько зарабатывают продавцы подделок
Нужно понимать, что в цепочке «производитель контрафакта - покупатель контрафакта» очень часто насчитывается до 5-7 звеньев, на каждом из которых стоимость продукции может увеличиваться в несколько раз. К примеру, поддельные наручные часы швейцарского бренда при покупке на китайской фабрике или на местном рынке могут стоить $5-10, при этом в российских розничных или интернет-магазинах они продаются по $100-150.
Конечные продавцы зарабатывают 300-400% от оптовой цены поддельного товара. Если брать только сегмент «люксовых» брендов и только Рунет, можно говорить о десятках, если не сотнях миллионов рублей выручки продавцов контрафакта.
К примеру, недавно мы исследовали Instagram, чтобы понять количество аккаунтов, реализующих поддельные часы, сумки, обувь, парфюмерию известных брендов. Общее количество подобных аккаунтов в российском сегменте фотосервиса составляет около 10000. Допустим, лишь 10% из них в действительности имеют продажи — минимально число таких продаж можно оценить в 10 в месяц, хотя реальные цифры скорее всего выше. При среднем чеке в 5000 рублей получается, что только 1000 Instagram-аккаунтов ежемесячно продают подделок на 50 миллионов рублей (5000р*1000 аккаунтов *10 продаж в месяц). Также есть огромное количество интернет-магазинов, которые оккупировали топ выдачи поисковых систем по «брендовым» запросам (например, «название бренда + купить»). Продажи у таких игроков еще выше, чем у аккаунтов в соцсетях.
Нельзя сказать, что все эти деньги теряют правообладатели — оригинальный товар, как правило, стоит дороже «реплик», так что не факт, что покупатели подделок смогли бы его себе позволить. Однако определенные финансовые убытки компании терпят, кроме того люди тратят огромные деньги на покупку некачественного товара, иногда даже не подозревая об этом – а это может приводить к имиджевым проблемам для представителей оригинальных брендов.
При этом потери несут не только правообладатели и их официальные представители на российском рынке, но и государство. По нашим оценкам, более 90% продаж контрафакта осуществляются физлицами — например, с помощью аккаунтов в социальных сетях. При этом никаких налогов никто не платит.
Почему все так плохо
Зарубежным брендам довольно сложно контролировать ситуацию с соблюдением собственных прав на российском рынке. Тому есть множества причин, от особенностей местного законодательства, до низкой юридической грамотности отечественных предпринимателей.
К примеру, многие продавцы контрафакта в соцсетях даже не осознают, что нарушают закон — они считают, что если в описании аккаунта указано, что товар является «копией» или «репликой», то они ничего не нарушают. Когда такие предприниматели получают претензии от представителей брендов, то искренне удивляются.
Важно сказать еще и о том, что в России в целом продажа подделок не считается чем-то зазорным. Это приводит к тому, что многие известные блогеры и звезды размещают на страницах своих аккаунтов рекламу шоу-румов, продающих сумки, рюкзаки, обувь и часы, имитирующие изделия известных брендов.
Пример — звезда телешоу Дом-2 Алена Водонаева в своем Instagram-аккаунте рекламирует продавцов подделок:
Так выглядит сам аккаунт, продающий контрафакт:
Возможности рекламы злоумышленникам предоставляют не только частные блогеры, но и купонные сервисы. На таких сайтах можно найти массу акций по продаже подделок самых разных товаров.
Пример: интернет-магазин парфюмерных товаров предлагает скидку на ароматы до 85%. Судя по опубликованным данным, мужской аромат DIOR FAHRENHEIT объемом 100мл можно приобрести за 1040 рублей (250 руб за купон + 790 руб доплата магазину).
Для сравнения такой же аромат в официальном онлайн-магазине Иль дэ Ботэ обойдется в 5 738 руб. (по VIP-карте).
Представленный на сайте магазина-организатора акции товар явно является поддельным, но это не смущает администрацию купонного сервиса. Больше подобных примеров можно найти в проведенном нами исследовании.
Как бороться с контрафактом в интернете
Производители и дистрибьюторы несут многомиллионные потери от действий продавцов контрафакта в интернете. Бывает так, что бизнес вынужден отказываться от дистрибуции и развития продаж продукции под известным брендом по причине того, что весь российский рынок просто завален подделками, а найти оригинальный товар в интернете почти невозможно. У многих представителей компаний-правообладателей в таких случаях просто опускаются руки, они не понимают, стоит ли вообще плыть против течения и пытаться бороться с продавцами подделок.
Ситуация усугубляется тем, что в настоящий момент нельзя говорить о проработанности отечественного законодательства в части защиты брендов от действий продавцов подделок в интернете. В частности, для эффективной борьбы с контрафактом не хватает механизмов досудебного блокирования ресурсов по продаже подделок — по аналогии с теми, которые сейчас внедрены, к примеру, для борьбы с торрент-трекерами.
Однако у брендов все же есть неплохие шансы изменить ситуацию в свою пользу в каждом конкретном случае. Если говорить о борьбе с продажам подделок в соцсетях, то важно понимать, что эти сервисы заинтересованы в сотрудничестве с правообладателями. Представители бренда всегда могут пожаловаться на нарушающий их права контент — для этого в Instagram есть специальная форма, аналогичный интерфейс есть и у «ВКонтакте». Обычно жалобы рассматриваются достаточно оперативно — от пары дней до нескольких часов.
Также довольно эффективно можно «вычищать» выдачу поисковых систем. В нашей практике бывали случаи, когда изначально выдача «Яндекса» на 80% состояла из ссылок на интернет-магазины по продаже подделок. Однако коммуникация юристов с владельцами интернет-магазинов и хостинг-провайдерами позволяет снизить число сайтов с подделками в выдаче. Также Google разработал механизм DMCA — с его помощью правообладатели могут убирать из поисковой системы ссылки на сайты с контрафактом.
Кроме того, далеко не всегда борьба с контрафактом напоминает войну на уничтожение. В нашей практике бывают случаи, когда бренды в итоге начинают сотрудничество с интернет-магазинами, которые готовы отказаться от продажи подделок и начать распространение оригинального товара. Для этого магазин должен соответствовать определенным требованиям по качеству сервиса и, например, дизайну сайта, чтобы исключить имиджевые потери для бренда.
В такой ситуации выигрывают все — бывшие пираты выходят в правовое поле и начинают вести белый бизнес, бренд получает новый канал продвижения, поскольку у интернет-магазинов может быть очень большой трафик, а пользователи могут покупать оригинальный товар высокого качества, пусть он и стоит дороже «реплик».