Мотивация у владельцев стартапа. Как не загрустить?
Всем привет. Меня зовут Денис Гордиенко, последние 8 лет я занимаюсь продажами IT-продуктов. Последние 4 года выступаю в роли директора по продажам. Сначала мы занимались сайтами и маркетинговыми инструментами, сейчас разрабатываем мобильные приложения. Ко мне часто обращаются по поводу того, что есть свой бизнес-проект, но он уперся в потолок и нужна помощь.
Сегодня мы поговорим о мотивации. Сразу сделаю оговорку, что это не та мотивация, которую зачастую используют в пабликах, где все лежит на поверхности, и много фраз по типу: «надо стартовать!», «надо заряжаться!», «надо действовать!». Ну да надо стартовать, очевидно.
Часто среди стратапов бывают проекты, у которых есть идея, и ее можно вывести на рынок. Они начинают, зачастую что-то идет не так, и после этого расстраиваются. В итоге забивают на свой проект, а мир теряет крутое решение.
Либо пять, либо два!
Копнем поглубже, и начнем с воспитания. Очень большую роль играет воспитание. В постсоветском пространстве в школах часто возникает такая ситуация, когда ты либо учишься на "5", либо ты дурак. Нет никакого конструктивного разговора от учителя почему для ребенка это важно. По итогу ребенок выходит в жизнь с такой установкой – либо ты дурак, либо учись и все будет хорошо.
Когда человек запускает свой проект, он делает это с любовью и бережностью, можно сказать, относиться как к своему ребенку. Но, всегда находятся друзья, знакомые, которые упрекают его и говорят - «что ты делаешь?», «найди нормальную работу», «проект провальный» и т.д. Если мы смотрим и оцениваем себя адекватно, то не стоит обращать внимания на все эти высказывания.
Часто наступает комплекс неполноценности на этапе запуска своего проекта. Появляются такие вопросы: «А все ли я выучил?», «А все ли нюансы я предусмотрел?». К сожалению, невозможно предусмотреть все нюансы. Как мир изменится завтра? – никто не знает. И получается опять страх в стиле "я не выучил урок", "не предусмотрел все нюансы", "сделал не идеальный дизайн", "продумал не всю логику" и т.д.
Влияние социальных сетей
Социальные сети, эта такая вещь, где люди очень часто завидуют. На сегодняшний день в социальных сетях люди проводят очень много времени. Они видят много чужой жизни и чужих достижений. И это провоцирует их на вспыльчивость и небольшую зависть. Люди листают ленту Facebook и порой негодуют от разных селфи, текстов, спортзалов, марафонов, успехов, достижений, выступлений и всего такого. И тогда часть этих людей начинает активно задевать недовольными или саркастичными, плохими комментариями авторов этих постов. Несколько лет назад в прессе была шумиха по поводу случая Снежаны Павлович из Белграда, попавшей в психиатрическую больницу после того, как ее заметка в соцсети Facebook не вызвала интереса ее друзей. Врачи назвали этот случай «синдромом Снежаны».
Вернемся к мотивации. Есть ребята, которые рассказывают, какие они молодцы, съездили в Таиланд, заработали кучу денег, купили огромный дом, и создается такое впечатление, что они молодцы, а ты ничего не добился и, вообще, не успешный человек. Ты ощущаешь себя хуже, чем они. Получается, что лучше работать за копейки "но стабильно", чем запускать свой стартап и пытаться сделать что-то свое. И не редкий случай, когда в проекте что-то пошло не так и мало заинтересованности в вашем проекте. Тогда наступает депрессия, и последующий страх того, что ты можешь ошибиться. На самом деле нет никаких проблем в ошибке, вся жизнь состоит из ошибок и опыта, в этом и есть проблема системы - либо 5, либо 2.
Используем круги HADI
Любой проект всегда нужно рассматривать с точки зрения гипотезы. У нас два года назад была гипотеза о том, что коробочное решение для приложения по поиску заказчиков и исполнителей это хорошая идея, и на основе этой гипотезы сделали Сервис ПИ. Любой процесс и любую идею нужно проводить через 4 конкретные стадии, так называемый Круг HADI. Рассмотрим поподробнее.
H – Это гипотеза. Создаются гипотезы по проверке бизнес-идеи. Этап понимания, что влияет на результат. Например, "Коробочное решение для запуска приложений с идеей Uber в сфере услуг востребовано и за 1 неделю продадим 2 лицензии для запуска проекта на Сервисе ПИ"
А - Действие. Идем проверять гипотезу. То есть выполняем то, что написали в гипотезе - идём на фриланс, youdo, настраиваем контекстную рекламу... В общем, делаем всё, чтобы продать эти 2 лицензии.
D – Аналитика. Мы смотрим на статистику - удалось ли выполнить то, что запланировали. Например, продали 3 лицензии.
I – Вывод. Мы подводим итог, делаем выводы. Кому что понравилось либо что-то не понравилось, и объективно смотрим на результат, устраивает ли он нас? Соответственно, в нашем примере гипотеза подтвердилась, но важно сделать выводы - а можно ли было продать больше? А почему не купили те, кто отказался? Это будет пищей для построения новых гипотез.
Далее постоянно ходим по этим циклам. Эта методология позволят вам не загрустить и понимать, что делать дальше. В этой структуре вы поставили идею, получили данные, и сделали выводы. Таким образом мы даже провальную идею можем проанализировать конструктивно, а не эмоционально.
Вместо заключения
Важно четко понимать, что делать и куда идти дальше в случае ошибки или промаха, так же необходима стабильность и план дальнейших действий. Следуя по этому плану, вы развиваете свой продукт и приходите к конкретным выводам. По итогу, речь идет не о какой-то «волшебной» мотивации, а о методологии, основанной на дискретном вычислении успеха или провала той или иной гипотезы. Гоняйте проект по этим кругам, тогда есть вероятность, что он будет успешный, либо вы будете точно понимать, почему его не стоит запускать.
Пишите мне на d@brightmobile.ru , можем обсудить ваш проект и я помогу вам грамотно составить гипотезу.