Самое важно, чему вас могут научить в Гарвардской школе бизнеса
Как говорит сама Эллен, её просто заваливали вопросами, что же такого важного она смогла узнать и выучить там. Отвечая на подобные вопросы, Эллен заявляет, что опыт, передаваемый преподавателями Гарварда невозможно почерпнуть ни в одной книге, а практическое его значение нельзя переоценить. Знания такого рода в процессе обучения способны значительно расширить ваш кругозор, возможно даже полностью перевернуть представление о финансовых процессах, поразить и заставить увидеть главное в том, что раньше казалось малозначимым. И действительно важным было то, что учащимся показывали неочевидные способы понимания очевидных на первый взгляд уроков. То есть заново формировали финансовое представление.
На первом году обучения в Гарвардской школе бизнеса изучаются курсы FIN1, FIN2, LEAD (Курсы финансов и лидерского поведения), Технология и управление операциями – TOM, Финансовая отчётность и контроль – FRC, Маркетинг, Менеджмент предпринимательства, Стратегия, а также курсы «Бизнес, правительство и международная экономика» и «Лидерство и корпоративная ответственность».
По словам самой Эллен, многим непонятно, почему акции компании при выпуске нового продукта меняются практически незаметно, но зато сильно скачут во время того, как фирма публикует свои финансовые отчёты.
Курс FIN1, учит, что цена на акции – это то, сколько компания сумеет заработать за время своего существования, поделённое на количество акций. Оценивают такие показатели инвесторы. А отчёты о доходах призваны показать и предсказать силу денежных потоков организации.
Причём, вы можете сами, если имеете доступ к копии отчёта о прибылях и финансовых потерях, сделать подобные расчёты. Достаточно взять похожие сведения нескольких других похожих компаний и опираться на них.
В курсе финансов подобный метод именуется ДДП («Дисконтирование денежного потока»). Метод ДДП выносит в качестве основной идеи такой постулат: деньги, которые есть на руках прямо сейчас, стоят больше, чем деньги, которые окажутся у вас в будущем. Исходя из этой идеи, инвесторы формируют мнение, насколько верно оценены акции компании. Может быть на лицо переоценка или ещё лучше – недооценённость.
Конечно, это не единственный способ, есть и другие. Так, например метод финансовых мультипликаторов, который более предпочитаем молодыми специалистами.
Второй финансовый курс (FIN2) являет собой углублённое продолжение первого. Там изучаются концепции чрезмерной задолженности, издержки финансовых затруднений, напрямую влияющие на ДДП и много разных тонкостей, связанных с финансовыми потоками организации, технические долги, которые приравниваются к финансовым. Но естественно, в кратком обзоре не передать ровном счётом ничего из всех значимых особенностей курса.
Эллен Чиса, отвечая на вопросы любознательных, говорит, что больше всего ей врезалось в память именно понятие технического долга. То, что ей твердили в начале её работы – невозможно количественно определить влияние технического долга на финансовый, так как огромное количество времени занимает введение новых элементов – на поверку оказалось не совсем верным. И изменить её точку зрения помогла профессор Гарвардской школы Карлисс Болдуин, которая не просто преподавала этот курс, но проводила исследования, опираясь на моделирование технического долга с использованием финансовых моделей. Она утверждает, что на самом деле большой разницы между принципами работы финансового и технического долгов нет. Её исследование, где профессор моделирует тех.долг призвано помочь компаниям добиваться самого подходящего решения в таком вопросе – когда же выделить время на устранение подобного долга, сейчас или потом.
В курсе LEAD главным постулатом звучит мысль о том, что надо понять свои худшие черты.
Карьера даже тех, кто добился определённых высот не всегда идёт хорошо. А то, какую реакцию вы получайте от себя самого на любые взлёты и падения, напрямую отражается на всех, кто вас окружает. И Эллен Чиса приводит собственный пример, то, как она разбиралась в себе, выявляя худшие черты и условия, когда они наиболее заметно проявляются. Анализируя собственное поведение, она выделила такие качества, как критичность, нетерпеливость, упрямство, цинизм и саркастичность. И проявляться они любят в моменты, когда на ситуацию уже невозможно повлиять, или же когда есть впечатление недооценённости себя самой, либо же когда кто-то долго не признаёт её правоту.
Подобные эксперименты по анализу себя самого и своего поведения могут положительно сказаться на работе. Не обязательно вы должны искоренить все свои недостатки, но даже способность их отслеживать и вовремя замечать, извиняясь перед командой, может многому способствовать в поддержании правильной командной атмосферы.
Курс ТОМ – это технология управления операциями. И действенная мысль этого курса звучит как «узнать в чём дело».
Эллен рассказывает о том, что процесс поиска, того как, и когда, на како этапе возникают ограничения на самом деле крайне занимательно и сродни решению головоломки или математической задачки. А меж тем, даже самая простая проблема способна задерживать всю цепочку – один этап, осуществляемый медленнее чем положено тормозит все остальные. Поэтому очень важно найти ошибку, проблему. Но не всегда это так просто, ведь существует множество сложных данных, через которые придётся пробираться, дабы её найти.
Курс финансовой отчётности и контроля (FRC) постулирует мысль «Создать предпринимательский разрыв». Подобный курс бухгалтерской отчётности помимо своего прямого назначения представляет обучающемуся много новых знаний о мотивации и поощрении.
А предпринимательский разрыв – это когда у работника возникает больше ответственности, чем контроля. Диапазон ответственности – та сфера, за которую этот сотрудник отвечает. Так, у продукт-менеджера этот диапазон большой, он отвечает за поставки. А диапазон контроля – то, чем этот работник может управлять – маленький. Продукт-менеджер не имеет подчинённых.
Предпринимательский контроль создаётся искусственно с помощью различных средств стимулирования. Работник подталкивается к тому, чтобы выйти за пределы своего собственного круга контроля. Такое возможно только в том случае, если система стимуляции будет грамотно продумана и правильно сформирована. Нужно рассчитывать к какому поведению могут привести те или иные средства стимуляции. А ещё – какие возможности влиять на систему будут у персонала.
Как говорит сама Эллен Чиса, раньше для неё было нормой нанимать умных людей и платить им соответственно их задачам. Но теперь, понятно, что первостепенно нанимать умных людей и обеспечивать им как раз тот самый предпринимательский разрыв. А грамотная система стимулирования позволит это обеспечить. Таким образом, выгоду получит как сотрудник, так и компания. И это правильно.
Курс МКТ говорит нам «Не забывать о ценообразовании на основе ценности».
Курс маркетинга, делится Эллен, самый структурированный курс, который даёт все главнейшие знания в этой области. И крайне интересные из них - знания о ценнообразовании и его типах.
Есть два главных типа. Первый – на основе затрат. Второй – на основе ценности. Первый тип толкает вас на то, чтобы узнать, во сколько вам обходится товар. Прибавить к полученной сумме нолик и по итоговой цене постараться продать заказчику.
Второй же тип – ценообразование на основе ценности, показывает, что между двумя суммами существует достаточно большой пробел. Так есть сумма, которую вы тратите, чтобы сделать продукт. А есть сумма, которую ваш продукт принесёт другой компании. Иными словами, есть финансовые последствия, которые будут действовать при обладании вашим продуктом. И цена, по второму типу ценообразованию устанавливается в промежутке между этими цифрами. Не обязательно стремиться к верхней черте. Но расчёт обеих сумм способен показать вам, не занижена ли в итоге ваша цена.
Курс менеджмент предпринимательства дал хорошую идею: «следить, кому ты доверяешь».
Эллен, приводит занимательный пример из практики этого курса, когда ученики работали над кейсом YieldEx, который в реальности не так давно был приобретён AppNexus. На тот момент, инженер, который разработал данный стартап был занят рассмотрением предложений о финансировании или продаже своего начала.
Класс, занимавшийся этим, имел совершенно различные мнения. Так Эллен, пыталась дать совет, который никак не отражал её личный интерес, просто помогая советом человеку, который «теоретически» к ней обратился. Некоторые из учеников наоборот пропагандировали другой подход, и главной их мыслью было то, что преследование личных интересов позволит дать совет и выполнить дело с большей отдачей и прибылью для обеих сторон.
Основной же проблемой, которую нужно было понять, стало то, что любые потенциальные соучредители и венчурные капиталисты в будущей вашей работе точно также разделяться. Они могут, как искренне участвовать в вашем деле, так и совершенно не заботиться вашими интересами. И потому нужно тщательно подходить к каждому конкретному случаю и максимально всё обдумывать.
Курс Стратегии (STRAT) выдвигал на первый план финансовую отчётность. И чтобы достичь действенной стратегии, которая удачно ляжет на все процессы, крайне важно понимать отрасль, её динамику, и место фирмы в отрасли.
Обратив внимание на финансовую отчётность, можно увидеть и конкурентные преимущества фирмы. Что вы видите? Низкие затраты на производственные процессы? Администрирование? Финансовая отчётность может показать и те области, в которых можно добиться снижения расходов. Вы можете увидеть ту область, в которой фирма тратит больше денег, чем в других. А потому принять верное решение при формировании стратегии сокращения расходов. Понять, что это за область, и почему именно в ней расходы увеличены.
Курс «Бизнес, правительство и международная экономика» (BGIE) берёт более широкий охват и показывает, что одни и те же политические темы работают где угодно.
По признанию самой Эллен, тема политика была ей не близка. И как любой человек, недостаточно подкованные, владеющей малой частью информации, она пыталась избегать в разговорах этой сферы. Но именно курс BGIE после разбора более 20 кейсов по различным ситуациям в политике стран, она поняла главный принцип. Между политическими ситуациями есть множество сходств. И зная основы, можно уже спокойно поддерживать разговор о международных политических и экономических ситуациях по принципу схожести.
Более того, она даже выделила для себя основные темы. Это колониализм Великобритании, отношения государства и нации, Фонд национального благосостояния, дефицит бюджета, «голландская болезнь», импортозамещение, меры экономии МВФ, свободные потоки капитала и ещё несколько политико-экономических сфер. Зная эти основы, вы можете не замалчиваться в «умных» разговорах, а свободно разъясняться в любых политических темах – будь то ситуация в Исландии, или же положение дел в африканских странах.
Курс LCA (Лидерство и корпоративная ответственность) открывает такую мысль как «чутьё может ошибаться».
Эллен замечает, что курс лидерства и корпоративной ответственности играет такую же роль, как курсы по этике. Но ни в коем случае эта роль не должна быть недооценена. На занятиях выявляются и осваиваются критерии, которые в дальнейшем будут основным инструмент для оценки принятых финансовых, этических и экономических решений. До прохождения этого курса, Эллен считала, что приемлемо при принятии решения об этичности поступка опираться на интуицию. Курс LCA даёт в пользование качественные критерии. А «шестому чувству» можно довериться только в том случае, когда стало ещё труднее сделать выбор.
Конечно же, все описанные в этой небольшой статье ресурсы, критерии, постулаты – лишь маленькая крупица в большом океане знаний, которые способны вылить на вас курсы гарвардской школы бизнеса. Всё это не просто, наоборот очень сложно, но тем и интереснее. Потому что, когда учишься применять все знания на практике, будь то самые сложные элементы или непростые задачи, чувствуешь, что все эти уроки действительно работают. И какими бы они сложными не были сами, они способны сделать другие вещи и процессы проще.