Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
335 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

АСУ для кофеен. Часть 1

Данная статья открывает цикл статей о создании и функционировании крупной автоматизированной системы учета для федеральной сети кофеен.В качестве инструмента реализации был выбран не самый стандартный для таких целей набор, но который хорошо показал себя за прошедшее с момента запуска время.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Часть 1. Предыстория.

Часть 2. Почему выбран MODX Revolution. Серверная часть.

b_5a16a3d84f267.jpg

Предыстория

Все началось в 2014 году, когда ко мне обратились владельцы сети кофеен с вопросом о возможности создания системы управлению (далее СУ или АСУ) сетью заведений под их бизнес-требования.

b_5a16a3d898413.jpg

С учетом отсутствия у меня опыта в создании подобных проектов, сначала я смотрел на имеющиеся готовые решения на рынке, коих было очень мало. Да и до сих пор их количество значительно не увеличилось. По сути, можно выделить всего 2 главенствующих продукта — R-Keeper и iiko. Ключевые причины, по которым данные продукты не устраивали:

  • особенности бизнес-процессов данной сети кофеен, из-за которых все равно требуется большой объем доработок (и не все из них возможны в явном виде);
  • высокая стоимость лицензий.

Стоимость лицензий играла крайне важную роль, так как на тот момент в сети было 14 активных кофеен. Соответственно, при средней стоимости около 100 000 р. на одно заведение суммарная стоимость лицензий составила бы почти 1.5 млн р. Согласитесь, немало. А если принять во внимание желание расширять сеть и начать продажу франшиз, то лицензионные отчисления стали бы слишком ощутимой статьей затрат.

Забегая вперед, можно сказать, что после разработки АСУ под заказ стоимость платформы для каждой новой кофейни оказалась равна нулю. И это, разумеется, очень приятный факт.

Теперь об особенностях бизнес-процессов.

b_5a16a3d91087c.jpg

Почти все заказы принимаются у барной стойки с оплатой сразу, а прием заказов из зала доступен только для второго и последующих заказов, поэтому не требовалось распределенной системы терминалов и чековых принтеров по залу.

b_5a16a3d955aea.jpg

Для безалкогольных напитков действует система флаеров, позволяющих при предъявлении бумажного флаера получить второй напиток той же категории бесплатно. Очень удобно для посетителей и является одной из основных причин, почему многие полюбили данную сеть.

Если первая особенность легко реализуема в рамках готовых коробочных решений, то вторая — с большими сложностями. К примеру, представители одного из указанных ранее продуктов заявили о невозможности соответствующей доработки. А исключать такой маркетинговый инструмент владельцы сети были не готовы. Разумеется, имеются и другие особенности, которые не вписываются в типовой набор возможностей готовых продуктов.

В качестве промежуточного итога — после нескольких месяцев изучения ситуации владельцами было принято окончательное решение о реализации системы управления «с нуля» с учетом сразу всех бизнес-требований.

Отдельным предварительным этапом явилось изучение и описание бизнес-процессов, которое позволило сформировать комплексное представление о текущем состоянии компании, функциях сотрудников, обрабатываемых документах и т.п.

Начальные пожелания по возможностям

b_5a16a3d9a5f6b.jpg

Интерфейс, разумеется, выглядит иначе.

Помимо очевидных требований для типовой АСУ добавились бизнес-требования. Общий перечень получился следующим:

  1. Прием заказов в кофейне сотрудником с использованием сенсорного моноблока
  2. Логирование действий барменов
  3. Путеводитель по процессу создания заказа (вопрос-ответ)
  4. Печать чеков на фискальном регистраторе
  5. Отчетность (статистика) для менеджеров локально в кофейне
    • Общая выручка
    • Продажи товаров
  6. Центральный сервер (далее ЦС) для агрегации данных
  7. Централизованное управление товарами и их составом
  8. Централизованная отчетность (статистика) по продажам
    • Общая выручка
    • Продажи товаров
  9. Синхронизация между всеми серверами в реальном времени
  10. Комплексные предложения (наборы товаров)
  11. Предложение доп. продаж позиций, соответствующих добавленным в заказ
  12. Флаеры
  13. Складской учет
    • Учет остатков ингредиентов
    • Списания ингредиентов при продажах
    • Инвентаризации/приходы/списания
  14. Интеграция с системой видеонаблюдения Video.NET
  15. Сотрудники
    • Карточка сотрудника
    • Учет рабочего времен
  16. Программа лояльности, гости
    • Карточка гостя
    • Лицевой счет
    • Оплата заказов с карты гостя
    • SMS-уведомления
  17. Сканирование штрих-кодов на картах сотрудников и гостей

Приведенный список не является полным, некоторые пожелания целенаправленно не указаны. Тем не менее, общее представление о масштабе АСУ составить возможно. Заодно, сравнить со всеобщим восприятием возможностей MODX Revolution.

Также, уже на этапе утверждения начальных пожеланий, было понимание об отклонении конечного результата, так как в процессе реализации предполагалось корректировать вектор развития в соответствии с текущими потребностями.

Разделы следующих статей

  • Почему выбран MODX Revolution
  • Работа с оборудованием
  • Примерная хронология проекта
  • Синхронизация данных и обновление компонентов АСУ
  • Пути решения проблем при «непонятном» поведении движка/компонентов
    • Сложности при разработке
    • Текущие технологические «боли»
  • Реализация складского учета
  • Текущие функциональные возможности АСУ
  • Текущие показатели АСУ
  • Желаемые планы

Продолжение следует...

Спасибо всем, кто дочитал до конца. В качестве продолжения видится еще 3-5 статей. Пишите в комментариях, на какие аспекты следует обратить особое внимание.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
PINGU.RU
Магазин домашнего уюта PINGU.RU
Владимир Дмитриев
Интересное решение. Молодцы. Буду следить. Тем не менее:
1. Какова итоговая стоимость разработки, поддержки и доработки для заказчика?
2. В итоге понял, что выбран MODX Revolution, потому что это единственный освоенный инструмен разработчика?
3. Если вывод в предыдущем пункте неверен, почему не Laravel или Symfony? Почему PHP, а не системные ЯП?
4. Предпроекный анализ необъективен (к пункту 2) и проведен не полностью. Не были рассмотрены решения 1С.
5. В требованиях отсутствуют системы обеспечения отказоустойчивости и резервного копирования. Проработан ли план обеспечения непрерывности бизнеса (business continuity plan)?
Ответить
Compaero
Разработка web-сервисов и мобильных приложений
Михаил Воеводский
1. Не могу раскрывать эту информацию.Одно лишь явно - в сравнении с изначальным расчетом клиент доволен;
2. Это инструмент, который на момент начала работ был известен наиболее полно и заведомо было ясно. что он позволит реализовать проект в достаточном объеме. На текущий момент не достигнут потолок возможностей движка;
3. --
4. Предпроектовый анализ проводил клиент самостоятельно, на основании чего сделал свой выбор;
5. Детальное внимание данному вопросу не уделялось. Тем не менее, был определен разумный временной промежуток, в течение которого значительных последствий сбоев не ощущалось из-за особенностей бизнес-процессов. Практически все риски, которые рассматривались на начальном этапе, с запасом укладывались в данный промежуток.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.