SMM или контент-маркетинг — что выбрать студии?
Собственно, на написание этой заметки нас натолкнул пост Николая Белоусова на страницах ЦП, в котором он довольно скептически отзывается о возможностях и реальной пользе от SMM для продуктовых компаний. Вынуждены с ним согласиться: дело в том, что не только для компаний, продающих и разрабатывающих нишевые физические (материальные) продукты маркетинг в соцсетях практически бесполезен. Нет конверсии в продажи и для студий, занимающихся разработкой ПО и приложений. И вот почему.
Какие вопросы не может «закрыть» SMM
Маркетинг в социальных медиа в силу своей специфики не помогает небольшим командам, а скорее мешает им. Судите сами: на размещение новой информации в соцсетях, контроль комментариев, модерацию, сбор статистики просмотров и её анализ и другие связанные активности тратится время. Время в небольшой команде — самый ценный ресурс. Вместо переговоров с очередным потенциальным клиентом или рассылки нескольких десятков писем в рамках «холодных» или «горячих» продаж маркетолог тратит время на поддержку страниц в соцсетях. «Закрывает» ли SMM следующие вопросы:
- прирост конверсии по сделкам / переговорам;
- формирование репутации не среди знакомых / друзей / гиков, а среди менеджеров и представителей компаний (т.е. тех, кто будет покупать ваши услуги и вашу работу, а не просто «лайкать» just for fun);
- создание стабильно работающего канала коммуникации (сегодня пост увидели и расшарили несколько сотен человек, а завтра Facebook опять поменял алгоритм — и без покупки платных размещений вашу заметку / статус / фотографию на странице в соцсети видят уже всего 20 человек)?
Зачем тогда тратить время на ведение страницы в Фейсбуке или ВКонтакте?
Узнаваемость — возможно, продажи — скорее всего нет
Единственную задачу, которую — по нашему опыту — за 10 месяцев помогли решить социальные сети, можно отнести скорее к формированию публичного медиа-имиджа, чем к продажам и конверсии.
Если публикации в блогах, упоминания в СМИ и онлайн-изданиях принесли нам за этот период несколько клиентов, то активность в соцсетях не принесла ничего, кроме создания «витрины» с базовыми фактами и общим представлением о компании.
Да, если инвестировать больше времени и контента именно в ведение страниц в соцсетях, можно было бы привлечь несколько большую аудиторию и немного улучшить показатели вовлеченности и числа просмотров. Вопрос лишь в том, что с позиции продаж наших услуг по мобильной разработке такие инвестиции вряд ли себя окупили: пользователи мобильных приложений и те, кто любят о них читать, — зачастую совсем не те люди, которые заказывают их разработку. Чтобы «достучаться» до нужных людей, электронная почта и Skype в десятки раз эффективнее, чем социальные сети.
Чем отличается контент-маркетинг от маркетинга в соцсетях
Контент-маркетинг в нашем случае — это создание обзоров, тематических подборок, аналитических статей и кейсов из личного опыта / портфолио как в данном блоге, так и на сторонних площадках (блоги, онлайн-СМИ, тематические контент-платформы).
Отличие его — и в числе просмотров материалов (на несколько порядков больше, чем на страницах в соцсетях), и в охвате аудитории, и в качестве этой аудитории. Если блог читают менеджеры стартапов и предприниматели, вероятность найти потенциального клиента среди аудитории читателей в несколько раз выше, чем в социальной сети, где страничку весьма ситуативный образом «залайкали» какие-то люди (и большинство из них вообще не понимают ничего ни в мобильных трендах и коммерчески ориентированных приложениях, ни в нюансах их разработки).
Не ставьте цель «продать себя» — рассказывайте о личном опыте
Ошибкой и в соцсетях, и в блогах будет «продавать себя» и писать тексты, скорее похожие на пресс-релизы, чем на «живой» текст. Рассказ о личном опыте — вот формат, наиболее интересный аудитории. С его помощью можно и потенциальных клиентов привлечь, и внести свой вклад в развитие индустрии как таковой (мы считаем, что самообразование и наличие публикаций, которые раскрывают те или иные стороны дизайна, мобильной разработки, экосистемы мобильных пользователей — одна из основ для формирования цивилизованного рынка потребления мобильных услуг и адекватного ценообразования на рынке мобильной разработки).
Кейсы, подборки, внутренние решения, опыт использования инструментов разработки или маркетинга приложений — вот тематики, которые (по нашим наблюдения за аудиторией «Спарка») находят непосредственный отклик у читателей тематических блогов, онлайн-изданий и порталов.
Что планируем попробовать
В планах на ближайшее будущее — рассказывать о возможностях применения мобильных приложений в e-commerce, об адаптации классических интернет-магазинов к аудитории мобильных покупателей, а также нюансах разработки, которые часто непонятны клиенту без технического образования и «бэкграунда», но важны для результативного взаимодействия между заказчиком и разработчиками для создания качественного мобильного приложения.
Так что подписывайтесь — будет интересно и полезно.