Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
727 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как менялись интересы пользователей Рунета в период пандемии

Во сколько раз вырос трафик в Zoom за время пандемии? Продолжают ли люди заказывать продукты на дом? Какие интернет-магазины рекордно выросли в кризис? Отвечаем на все эти вопросы с помощью аналитики.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Пандемия заставила играть по новым правилам не только бизнес, но и людей, — многие вынужденно изменили привычки и интересы. Оказавшись в изоляции, пользователи начали искать развлекательный контент: однако если в марте и начале апреля, по данным Яндекса, на пике были игры и видеосервисы, то в апреле интерес сместился на онлайн-концерты и выставки. Что дальше?

Настроение и потребности интернет-аудитории меняются каждый день, а отследить тренды без аналитики невозможно. В то же время понимание потребителей необходимо для принятия решений в бизнесе: по данным Forbes 48% маркетологов занимаются аналитикой именно ради глубокого понимания целевой аудитории.

Чтобы помочь маркетологам и владельцам бизнеса понять своих потребителей, мы в блоге Datmark проанализировали, какие сайты они посещали во время строгого карантина и как меняются их предпочтения сейчас — когда все возвращаются к привычной жизни.

Для анализа мы отобрали 207 популярных ресурсов, которые входят в одну из 5 категорий: общение, потребление, информация, развлечение и обучение, и относятся к одной из 18 подкатегорий.


Структура категорий и подкатегорий сайтов

Для отбора сайтов в категории и подкатегории использовали рейтинги SimilarWeb, а также обращались ко вкладкам «Аудитория» и «Конкуренты» для лучших сайтов, чтобы определить похожие.

Для каждого из 207 сайтов собрали данные SimilarWeb по количеству посещений из России за пять месяцев: с января по май 2020 года, чтобы оценить изменения, пришедшие в жизни людей вместе с пандемией. Мы получили 207 отчетов по трафику, которые затем свели в единую таблицу для анализа потребительских предпочтений в Интернет


Сводная таблица изменений интересов пользователей относительно января 2020

Рассмотрим, как менялось поведение потребителей в феврале, марте, апреле и мае по сравнению с январем, когда эпидемиологическая обстановка в России еще была спокойной. Январь является базовым периодом, темпы роста трафика по категориям в следующих месяцах рассчитывались в сравнении с январем 2020 года.

Изучить аналитический дашборд можно здесь: datmark.com/pandemic-interests

E-commerce


Статистика трафика категории E-commerce

В условиях самоизоляции люди определенно не стали больше покупать: в апреле суммарный трафик категории потребление вырос лишь на 2%. И это учитывая, что посещаемость интернет-магазинов снизилась, а наибольший вклад в прирост категории внесли продукты питания (+75%) и интернет-аптеки (+18%).

Зато в конце весны все начало возвращаться на круги своя: сайты по доставке еды в мае всего на 39% популярнее, чем в январе, а объем трафика интернет-аптек и вовсе вернулся к показателям начала года — разница всего лишь 2%. Общий прирост категории E-commerce по сравнению с январем составил уже 11%.

Можно предположить, что обеспокоенность ситуацией сходит на нет — люди меньше покупают лекарств, однако продолжают получать продукты с доставкой на дом — может быть по прежнему, чтобы избежать похода в магазин, а может быть по привычке.

Стабильно растет трафик интернет-магазинов товаров для дома: в апреле прирост был 14%, а в мае — уже 44%. Вероятно, с началом самоизоляции потребители осознали, что дома придется провести неопределенное время, и начали искать способы улучшить свое жилище, а к маю ремонт только набрал обороты.

Примечательно, что бытовая техника не пользуется такой же популярностью: по сравнению с январем трафик упал уже на 17%. Также обстоят дела у маркетплейсов, косметики и книжных: трафик интернет-магазинов этих категорий показал снижение от 1% до 10%.

Рекордсменом среди интернет-магазинов в мае оказались спортивные товары — категория показала рост на 54% по сравнению с январем, хотя еще в апреле прирост был отрицательным (-7%). Похоже возвращение к нормальной жизни — прежде всего возвращение к спорту, а может просто пришло время расплатиться за всю ту еду, что мы активно заказывали на дом в апреле.

Общение


Статистика трафика категорий общение, развлечение, образование и информация

Одна из самых быстрорастущих категорий во время самоизоляции — общение. Еще в феврале посещаемость сайтов для личного общения показывала отрицательный рост, а для рабочего — прирост всего на 5%.

Стремительнный рост популярности платформ для онлайн общений начался в марте и продолжился в апреле: с началом массового перехода на удаленную работу трафик сайтов профессиональной коммуникации вырос на 433%. Абсолютный рекорд по приросту среди всех категорий ожидаемо показал Zoom: по сравнению с январем посещаемость сайта выросла почти в 40 раза.

Однако в мае рост не продолжился: и личное, и профессиональное онлайн-общение по прежнему популярнее, чем в январе (на 11% и 320% соответственно), но по сравнение с апрелем трафик заметно упал. Вероятно, причина в том, что возможностей для личного общения в мае стало больше, а все профессиональные программы уже скачаны и используются в виде приложений.

Образование

Еще одна категория, резко набравшая популярность в самоизоляции, — образование. Посещаемость образовательных онлайн-проектов в апреле выросла в 2 раза по сравнению с январем.

С появлением свободного времени пользователи не только больше развлекались, но и учились. Стоит отметить, что вырос трафик как проектов профессионального образования, так и просветительских лекториумов, посвященных искусству и культуре.

В мае образовательные сайты по прежнему популярнее, чем в январе (+69%), но похоже части потребителей учиться уже надоело, и хочется активного отдыха — вспомним про рост популярности спортивных товаров.

Развлечение

С началом самоизоляции ожидаемо повысился трафик развлекательных сайтов, однако стоит отметить, что тенденция касается не всех подкатегорий. Посещаемость музыкальных порталов и сервисов начала снижаться еще до карантина и все еще продолжает падать: в мае по сравнению с январем трафик упал на 12%.

Онлайн-кинотеатры и стриминговые сервисы стабильно набирали аудиторию по время пандемии: в марте прирост составил 11%, а в апреле уже 34%. Самое время было обратить на них внимание, как на новый рекламный канал, но похоже фильмы и сериалы потребителям также наскучили — в мае трафик начал снижаться и прирост по сравнению с январем составляет только 24%.

Игровые же порталы стабильно набирают популярность: прирост в апреле по сравнению с январем составил 12%, а в мае уже 32%. Возможно на статистику повлияло преждевременное начало каникул, а может быть для кого-то игры сменили надоевшие фильмы и сериалы.

Информация

В самоизоляции людям было нужно ощущение контроля ситуации, толику которого они получали благодаря новостным ресурсам. В феврале посещаемость новостных порталов снижалась, однако затем начала стремительно набирать обороты: в марте прирост трафика составил 34% от показателей января, а в апреле — уже 50%. Реклама на новостных порталах была как никогда привлекательна, тем более результаты исследования Integral Ad Science показали, что для 78% пользователей соседство рекламы с новостью о коронавирусе не меняет взгляда на бренд.

Но если вы не успели заказать рекламу на сайтах новостей — то и не стоит, трафик платформ начал стремительно снижаться в мае и разница с январем составила всего 13%. Потребители устали от информационного потока, посвященного коронакризису, и уже не читают новости так часто.

Отметим, что популярность познавательно-развлекательных порталов — распространенной площадки для рекламы, имеет положительный тренд: после падения на 12% в феврале, трафик вернулся к значениям января и продолжает расти. Значительный прирост в этой подкатегории показал TikTok: в мае по сравнению с январем трафик вырос в 2 раза. Для сравнения: тот же показатель для YouTube равен всего 7%.

В конечном счете

Потребительское поведение продолжит меняться, а решения, принятые без учета данных о потребителях, всегда будут неэффективны. Обращайте внимание на поведение потребителей, верьте только аналитике и принимайте решения на основе данных.

А мы продолжим делиться актуальными трендами посещаемости, чтобы помочь вам принимать верные решения на основе данных.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.