RFM-анализ клиентской базы и визуализация данных в Google Data Studio
Сегодня хочу рассказать об одном из методов сегментации клиентской базы, который называется RFM-анализ. Метод основан на поведении пользователей и достаточно прост и эффективен в использовании.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Что такое RFM-анализ клиентской базы?
RFM — это аббревиатура от Recency, Frequency и Monetary, что можно перевести на русский язык как давность, частота и сумма покупок. В основе RFM-анализа лежат ключевые индикаторы поведения пользователей: дата последней покупки, частота покупок и общая сумма всех покупок.
Для некоторых видов бизнеса, для которых не подходит использование LTV (общей суммы покупок), можно заметить эту метрику на вовлеченность (Engagement). В таком случае анализ будет правильнее назвать RFE, вместо RFM. В качестве метрики вовлеченности может быть количество достижений целей на сайте, просмотры страниц, комментарии пользователей, количество оценок и т.п.
RFM-анализ помогает ответить на следующие вопросы.
Кто ваши самые ценные клиенты?
Какие из клиентов имеют высокий потенциал?
На каких клиентов стоит обратить внимание, чтобы не потерять?
Каким клиентам стоит напомнить о себе в первую очередь?
Я проводила RFM-анализ для своих клиентов двумя разными способами. В первом случае мы делили клиентов на сегменты в зависимости от средних показателей по проекту. Во втором — были конкретные правила для отнесения пользователя к той или иной группе.
Давайте покажу на примере сегментацию на основе средних значений и в конце добавлю пару слов о том, как преобразовать результаты для второго метода.
Пример RFM-анализа и визуализация данных в Google Data Studio
Пример отчета в Google Data Studio можно найти по ссылке. Шаблон построен на тестовых данных и не содержит коммерческой тайны.