Продуктовое мышление. Некоторые дизайнеры ждут, что заказчик расскажет, как должен работать продукт, а они просто это нарисуют. Но так бывает не всегда, чаще задача дизайнера — через наводящие вопросы и аналогии вытащить из заказчика информацию. Условно: что должен видеть пользователь на главном экране, почему именно это, а как у конкурентов, а как это решит боли клиентов? А еще классные дизайнеры не просто создают продукт, а предусматривают его развитие. К примеру, при создании приложения для записи к врачам и хранения анализов подготовить базу под блог с ответами на популярные вопросы пациентов.
Структурное мышление. Интерфейс приложения или сайта состоит из множества элементов. Хороший дизайнер умеет упорядочить их так, чтобы продукт был максимально удобным для пользователя.
Мы разрабатывали приложение для внутреннего пользования в компании Japan Tobacco International: менеджерам и их руководителям нужен был удобный интерфейс для сбора заявок на доставку вейпов, сохранения адресов заказчиков, фиксирования статуса задач и итогов сделки. Чтобы понять, из каких элементов должен состоять этот интерфейс и как их расположить, дизайнеру нужно было «прожить жизнь» сотрудников компании — представить себя на месте менеджера и его руководителя. И без структурного мышления, даже зная все это, не получилось бы создать логичный пользовательский сценарий.
Коммуникабельность. Этот навык помогает расположить к себе заказчика и вместе с ним понять, чего он ждет от дизайна и каким представляет позиционирование своего бизнеса. Далеко не всегда заказчик точно знает, чего хочет. Как-то раз наш дизайнер несколько часов просидела в кафе с клиентом, выбирая из Pinterest и соцсетей картинки, которые по настроению, цвету и другим характеристикам были близки к видению заказчика. Благодаря этому дизайнер понял предпочтения заказчика и направление, в котором он хочет двигаться.
Однажды студия дизайна интерьера заказала у нас приложение: в нем можно было загрузить картинку и получить подборку товаров в заданном стиле из каталога студии. Клиент хотел, чтобы приложение было минималистичным, при этом нужно было вместить много информации обо всех товарах — а это противоречило самой сути минимализма. Наш дизайнер сам провел переговоры с заказчиком, и вместе они пришли к компромиссу.
Хороший дизайнер не постесняется задать уточняющие вопросы, чтобы убедиться, что понял клиента. Еще лучше, если его коммуникабельность дополняется хорошим чувством юмора. Наш дизайнер, чтобы понять, на что в первую очередь клиент обращает внимание, может спросить, какого цвета листья за окном офиса. Если тот ответит просто «желтые», значит, у него базовое восприятие. А если станет подробно описывать то, что видит, значит, для клиента важны детали и не исключено, что сдвиг на пару пикселей на экране смартфона бросится ему в глаза. Имея это в виду, дизайнер выстраивает свое дальнейшее общение с клиентом.
Внимание к деталям. Когда проектируешь интерфейс, нельзя недооценивать важность мелочей — это может сказаться на удобстве продукта и впечатлениях о компании.
Косметологическая клиника заказала нам сайт, где ей хотелось показать результат до и после использования ее услуг. Нужно было не отпугнуть потенциального клиента компании лишними подробностями и вместе с тем не дать ему ложных обещаний. Мы решили наполнить этот элемент философией и сделали так, чтобы посетитель сайта мог своими руками менять внешний вид фото от момента «до» к моменту «после». Человеку нужно было потянуть за курсор, и фото менялось на его глазах. Так мы показали результаты всех услуг клиники, избегая резкого сопоставления двух изображений. А заодно отразили суть косметологических услуг: с их помощью человек сам меняет свою внешность.
Мультизадачность. Мы писали, что дизайнер интерфейсов, помимо своих прямых обязанностей, часто выполняет функцию аналитика и проектного менеджера. Учитывая, что обычно у него не один, а несколько проектов, он должен быстро переключаться между задачами.
Стрессоустойчивость. Кажется, этот софт-скил нужен в любой профессии, кроме разве что дегустатора шоколада и лего-скульптора. Дизайн не исключение. Бывают ситуации, когда дизайнеру нужно долго разбираться с тем, чего хочет заказчик. И всегда есть риск, что предложенный вариант клиента не устроит. Хороший специалист умеет сохранять терпение.Однажды мы делали дизайн приложения-блокнота спортивного тренера, где он мог бы отмечать посещаемость занятий, методику и результат тренировок. У нас ушло много времени, чтобы понять, что в нем должно быть: нужно ли выводить на экран показатели скорости, времени, что важно отобразить кроме них. Приходилось многое уточнять у заказчика, и он раздражался. Если бы дизайнер не умел справляться со стрессом, он просто не довел бы проект до конца, но у нас получилось.
В спорных ситуациях важно сначала понять, в чем заключается препятствие. Наш опыт показывает, что клиент чаще всего раздражается по двум причинам: если сомневается в экспертизе дизайнера или если не понимает, каким будет результат. В первом случае можно привести пример аналогичных решений крупных компаний, законодателей трендов вроде Apple. Во втором достигнуть согласия помогает вовремя сделанный «шаг назад»: нужно озвучить, ради чего вы сейчас общаетесь, к чему хотите прийти. Стоит также напомнить, что вы в одной команде, вы не конкурируете и не пытаетесь быть правыми.
Надо также иметь в виду, что для представителя компании, с которым дизайнер общается, как правило, эта задача не основная. Он может быть загружен работой, и ради достижения вашей общей цели лучше в чем-то уступить ему: например, перенести встречу на удобное для него время.
Критика тоже создает стресс. Хороший дизайнер знает, что желание клиента приоритетно, и в этом отличие работы от свободного творчества. В конце концов, если хочется воплотить идею, идущую вразрез с желанием заказчика, всегда можно сделать это в свободное время для себя и пополнить портфолио.
Способность к самообразованию. Крутой дизайнер интерфейсов не пасует перед сложными задачами. Столкнувшись с чем-то новым, он не поленится поискать решение самостоятельно — в интернете много обучающих видео, и часто ответ находится в первом из них. Если решение не нашлось, дизайнер обратится за помощью к руководителю, но не бросит дело на полпути.
Как мы писали выше, чтобы сделать удобный интерфейс, дизайнер должен представить пользовательский сценарий. Сложно придумать удобное приложение для логистической компании, не зная особенностей ее работы. Для этого дизайнеру нужно пообщаться с аналитиком, с представителями сферы, почитать о ней. Благодаря своей вовлеченности специалист может узнать, что в логистическом бизнесе выигрывает та компания, которая в числе прочего способна точно отследить движение груза. Соответственно, хороший дизайнер включит размещение этих данных в интерфейс, а еще предложит такой вариант уведомления об остановке груза, который не усугубит тревогу операторов за него.
Как понять, что у дизайнера есть эти навыки Специалистов с такими компетенциями найти на рынке вполне реально — они правда существуют. Мы отбираем их по портфолио и собеседованию.
По портфолио видно, как давно человек занимается дизайном и какой сложности проекты выполнял. Одно дело, когда он показывает вам одностраничные сайты, другое — когда среди его проектов есть мобильное приложение с множеством функций и пользовательских сценариев. Этот первый этап в нашей компании отбор проходят около 20% кандидатов.
Иногда мы просим не только портфолио, но и ссылки на проекты дизайнера в Figma, чтобы посмотреть, как организована его работа в ней, сколько там проектов, на какой они стадии, насколько детально проработаны.
Дизайнер с разнообразным портфолио хорош не только тем, что ему можно доверить сложную работу. Он может объяснить заказчику на собственных кейсах, что будет эффективнее для бизнеса: скажем, расположить поисковую строку в интернет-магазине сверху или по центру. Ему не сложно аргументировать свое мнение. Благодаря этому у клиента появляется уверенность, что с этим дизайнером он действительно придет к своим бизнес-целям.
Неспециализированной компании, которая ищет дизайнера в штат, надо понимать, какие задачи он будет в ней выполнять. Вероятность ошибиться будет меньше, если компания наймет специалиста, в портфолио которого есть аналогичные проекты. Требования по компетенциям могут быть ниже, чем у нас, если задачи однотипные. Например, нужно делать только баннеры или лендинги.
На собеседовании мы можем описать рабочую ситуацию и спросить, что дизайнер сделает в этом случае. Например, когда клиент предложит внести правки, раздувающие бюджет. Если соискатель отвечает, что предупредит об этом заказчика и даже сформулирует объяснение, значит, он способен управлять ожиданиями клиента и коммуникативные навыки у него тоже есть.
Чтобы проверить насмотренность, мы можем спросить, к примеру, что соискатель думает о новой фотогалерее в iPhone. Если он сможет прокомментировать это обновление, значит, он следит за трендами. Если нет, то это, конечно, не ставит на нем крест как на специалисте, но он рискует проиграть своим коллегам, чья экспертность выше.
Вот еще вопросы с возможными ответами соискателей и нашей трактовкой.
Предположим, что работа над проектом распланирована на неделю. Неожиданно в середине недели клиент просит вас ускориться, потому что в пятницу к нему приезжает инвестор, которому нужно показать продукт. Как вы будете действовать, чтобы все остались довольны?
Ответ 1. «Скорее всего для инвестора необязательно, чтобы продукт был готов на 100%. Я выясню у клиента, что именно ему важно показать инвестору, и за ближайшие пару дней сделаю это»
Наша трактовка. Очевидно, дизайнер уже бывал в таких ситуациях и знает, что инвестор вряд ли будет смотреть каждый экран приложения — он предпочтет увидеть наиболее частые пользовательские сценарии. Поэтому лучше сосредоточить свою работу на них. Дизайнер с таким подходом нам подойдет, потому что он готов пообщаться с взволнованным клиентом, чтобы вместе расставить приоритеты и упорядочить работу.
Ответ 2. «Поработаю сверхурочно, чтобы сделать за пару дней то, что должен был подготовить за неделю»
Наша трактовка. С одной стороны, здорово, что дизайнер понимает важность проблемы клиента. С другой, это неизбирательный подход, который может дать в итоге менее качественный результат.
Ответ 3. «Скажу клиенту, что это невозможно и напомню о наших договоренностях»
Наша трактовка. Нельзя сказать, что дизайнер не прав, но такой ответ не поможет клиенту, и у компании могут возникнуть с ним разногласия. Вероятно, у специалиста либо мало опыта, либо недостаточно прокачены софты.
Для нашей студии важно, чтобы дизайнер умел общаться с клиентами, разработчиками и мог вписать это общение в свою работу. Чтобы выяснить, работал ли он до этого в команде или фрилансил в одиночку, мы расспрашиваем у соискателя, как у него была организована работа в прошлых проектах. Если выяснится, что у него нет опыта командной работы, мы можем дать ему шанс — в несложном проекте с ограниченными сроками.
У нас был неудачный опыт работы с фрилансером: он подходил по портфолио, и собеседование тоже прошел блестяще, но, когда мы начали сотрудничать, он очень медленно вникал в процессы. Думаем, так вышло потому, что он одновременно работал с несколькими студиями. Поэтому теперь, если мы привлекаем фрилансеров, ставим условие, что на время сотрудничества он не участвует в сторонних проектах.
Как правило, после собеседования становится понятно, подходит нам специалист или нет. В редких случаях, если сомнения остаются, мы даем дизайнерам тестовые задания. Например, можем показать кандидату наш старый проект, дизайн которого подустарел, и предложить обновить один-два экрана, а после обосновать свой вариант редизайна.