О руководителе / менеджере благотворительного направления (о редкой профессии)
Профессия важная и интересная, но количество позиций стремится к нулю.
Почему? — прежде всего потому, что преобладает мнение: благотворительность это как реклама, только реклама эффективнее. Так и есть, но при условии что благотворительность ограничивается переводом в фонд, подготовкой пресс-релиза и мечтами о публикациях в СМИ. В такой форме благотворительность это чистый альтруизм без продолжения — средних размеров компания один-два раза попробует, руководство посмотрит на статистику и решит свернуть благотворительные дела в пользу традиционной рекламы (и это нормально).
Задача руководителя направления внедрить такую форму добрых дел, благодаря которой:
- клиенты и сотрудники компании будут мотивированы и удовлетворены участием;
- фонды — помощи (средства и сотрудники-волонтеры);
- компания — хоть какой-то отдачи вложений (новые клиенты, партнеры, увеличение среднего чека и количества платежей / заказов).
Понятное дело, что в идеальном мире от добрых дел ничего не ждут взамен — сделали и хорошо. Но если говорить о благотворительности в контексте среднего и малого бизнеса, то «сделали и хорошо» закончится после первой-второй попытки. Чтобы такого не случилось и компания занималась благотворительностью на постоянной основе, нужен сотрудник, который после закрытия первого доброго дела докажет руководству на цифрах, что добрые дела помогают компании расти.
Этот сотрудник немного маркетолог, почти PR-специалист и отчасти менеджер спецпроектов, он должен:
- работать с фондами;
- разрабатывать концепции благотворительных спецпроектов;
- управлять подрядчиками, которые реализуют и поддерживают благотворительные проекты;
- мотивировать клиентов компании участвовать в добрых делах;
- вести базу благодетелей;
- организовать волонтерское движение среди сотрудников компании;
- отчитываться после закрытия каждого проекта (перед руководством цифрами, перед участниками благодарностью);
- вывести направление на косвенную самоокупаемость (за счет новых клиентов, партнеров, увеличения среднего чека и количества платежей / заказов);
- подружиться со СМИ (особенно отраслевыми).
Стоит уточнить, что один благотворительный спецпроект это:
- лояльность, репутация, имидж;
- работа с фондом;
- конкретное доброе дело;
- посадочная страница с прогрессом сборов и рейтингом благодетелей;
- персональная рассылка благодетелям;
- группы в социальных сетях;
- промежуточные отчеты (например, через каждые 25% прогресса);
- итоговый отчет;
- PR-активность;
- анализ профита компании.
Пожалуй, если бы не ДоброМаркт, я бы попытался трудоустроится на подобную позицию. Но вряд ли бы получилось — подобных вакансий я не нашел (или плохо искал). Да, недавно, SELA искали руководителя благотворительного фонда, и фонд Содействие искали менеджера благотворительных программа, но, по-моему, это несколько другие позиции.
Я понимаю, что благотворительность не массовое явление (особенно в кризис), тем не менее, спрошу: как вы думаете, насколько целесообразен отдельный сотрудник для добрых дел и может ли благотворительное направление выйти на косвенную самоокупаемость?
По теме: недавно, я задавал вопрос «Благотворительность в розничной торговле», если вы пропустили, то добро пожаловать.
В следующем блоге я расскажу про анализ комментариев для точечного маркетинга на примере ДоброМаркта (статья будет вводная, посев был на малом количестве ресурсов с разной целевой аудиторией). Или про беспрецедентную студию благотворительных проектов.
Что с ДоброМарктом? — все хорошо: стартовый скромный капитал найден, с поставщиками определились, я верстаю шаблон витрины товаров, после возьмусь за шаблон карточки конкретного товара и информационных страниц.
Спасибо за внимание.