Матвей Кример — один из топ-менеджеров ГК DZ Systems — генеральный директор компании DZ Outstaff, финансовый директор всего холдинга. А еще он — программист, продолжающий держать руку на пульсе современных информационных технологий. О том, какие пути привели выпускника факультета радиотехники в мир программирования, он рассказал нашему журналисту.
— С чего все началось? Каким ветром вас занесло в ИТ?
— Можно сказать, что случайным. Дело было на старших курсах физфака Казанского Университета. Это было самое начало 2000-х, у нас тогда очень многие увлекались компьютерами, начиная от сборки и настройки, и дальше уже естественным образом — программированием, созданием прикладных программ. Это было ново, интересно, даже модно отчасти, — вто время и компьютеры-то не у всех дома были. И даже кафедре у нас было на пять человек два компьютера, — мы за них в очередь становились. И тут сокурсники мои позвали меня в небольшую фирмочку, которой они уже работали — что-то программировали. Вот, говорят, у нас есть вакансия, давай попробуем. В то время, если помните, ИТ-компании очень часто организовывались из студенчества, аспирантов, молодых преподавателей, и располагались прямо вузах. Слова «стартап» в те поры не было, но это были именно они. Просто арендовали комнату в институте и начинали работать. Вот и у нас фирма находилась прямо на факультете, и довольно много студентов пришло в ИТ через нее. И я — среди них.
— А что программировали-то?
— Занимались разработкой самых разных программ — околонаучных, муниципальных, для окологосударственных нужд. Начинали с преобразования данных. Тогда очень много самой разнообразной информации хранилось на бумаге, в печатном виде. Нужно было их сводить в базы данных. Сперва для этого банально использовали exel, а потом, когда стали развиваться базы данных с встроенными инструментами необходимыми, стали переводить старые базы в них.
— И на чем в ту пору писали код?
— В основном, на Java и Delphi, но параллельно все еще был Fortran, бейсик и прочее. Правда, они уже считались устаревшими, уже уходили в прошлое вместе с машинами, для которых были разработаны. Это были по большей части языки для курсовых работ, но не для серьезной разработки, — на них проводили обучение. А Java и Delphi никто нас не учил, приходилось разбираться самим.
— Совсем небольшая была компания?
— Не очень большая, человек на 10-15. Но потом она разрослась, и когда я после выпуска из университета из нее уходил, там было народу человек 50.
— А куда уходил?
— В компанию покрупнее, — тогда в Казани как раз открывала офис Auriga. Там мы познакомились с Дмитрием Завалишиным. Собственно, он у меня и собеседование проводил. Завалишин был менеджером проекта, а я — одним из разработчиков. Проработали мы там года, наверное, полтора: делали программу для верстки печатных изданий, веб-приложение, которое позволяло создавать макет газеты, или журнала. За это время у Завалишина родилась идея открыть свою компанию. А поскольку основные разработчики были казанские, то и фирму он зарегистрировал здесь же. Изначально предложил мне совмещать роли, — быть и в роли директора, и в роли разработчика. Начали работать. А чтобы далеко не ходить, офис мы сняли в том же здании, где был офис Ауриги. В общем-то, мы и сейчас тут сидим. Какое-то время работали параллельно — днем в «Ауриге», а после работы — на себя. А где-то через полгода пришел большой заказ, — я уже не помню, что это было, — и мы окончательно начали работать сами на себя.
— Сложные были проекты?
— Не настолько проекты, насколько коммуникация с заказчиками. Тогда было принято отдать проект на реализацию подрядчику, на полгода исчезнуть, а потом вернуться и потребовать готовое. Обычно в ходе приемки проекта приключалась настоящая война. Это теперь заказчики привыкли к постоянной коммуникации с разработчиками и причастности к процессу, а в те времена все только начинало складываться.
— Долго пришлось быть одновременно директором и программистом?
— Не слишком, года два-три. А потом и сотрудников стало достаточно, чтобы тянуть текущие проекты, и нашлись люди, которые могли взять на себя управление проектами и руководство другими сотрудниками. Так что я плавно перешел к координации работы — решению финансовых вопросов, отчетности и так далее. Причем как-то так получилось, что не было никаких собраний, где меня бы назначили этим заниматься, — просто так сложилось, а поскольку я справлялся, — то так и осталось.
— И тут в холдинг вошел e-legion...
— Да, и мы начали его итегрировать в компанию. Если раньше было два юрлица и одна команда, то тут добавилась еще одна команда, причем больше базовой раза в три. Вот тут уже потребовался полноценный финансовый директор, и было решено, что мне нужно этот функционал взять на себя.
— А когда появился DZ Outstaff?
— Все началось с того, что нам на почту начали сыпаться запросы от наших заказчиков, которые искали людей в команду и спрашивали, нет ли у нас свободных? А в это же время в 2014-м году случился очередной финансовый кризис, и у направления энтерпрайза стали возникать сложности. Заказчики задерживали оплату, проектов стало меньше. А сотрудников нужно было чем-то кормить, — обещаниями-то жить не будешь, и сотруднику все равно, что заказчик не заплатил. Вот мы и стали заниматься поиском и сдачей персонала в аренду. И занимаемся до сих пор.
— Что для вас важнее? Пост финдиректора в DZ Systems, или руководителя DZ Outstaff?
— Сложный вопрос. С одной стороны, то, что я работаю на группу компаний — очень важно. А с другой стороны, DZ Outstaff — это, во многом, мое детище. Так что не знаю, что вам ответить. Это все равно, что спрашивать, какая тебе рука нужней — левая, или правая.