Все дороги ведут в "Рим": принципы построения сообщества вокруг своего проекта — часть 3
1 Идея сообщества
Главное - идея должна быть привлекательной для той аудитории, на которую проект рассчитан. Нужно четко понимать мышление потенциального участника, его взгляды, амбиции, страхи. Понять триггеры и работать с образами. Идея формирует образ. Образ “примеряется на себе” потенциальным участником - подходит или не подходит, нравится или нет. Помним - сначала объект становится носителем информации и только потом, посредством системной работы - членом сообщества.
Желаемая структура идеи:
Цели (свобода) - цель должна зажигать, вызывать интерес, провоцировать. Чем больше эмоций вызывает цель, тем более интересным становится идея или проект для участника. По этому, она должна быть громкой, резонирующей. Но здесь нужно учитывать масштабы проекта. Если сильно завышать ожидания и не соответствовать, то это однозначно вызовет волну негатива. По этому, если проект локальный, то цели нужно выбирать умеренные.
Принципы и ценности (равенство) - что конкретно получает каждый член для себя? Для своей семьи? Какие взаимоотношения между участниками? Например “свобода” может быть и целью и ценностью.
Правила (братство) - что хорошо, что плохо? Алгоритмы действий, поведенчиские шаблоны.
Структура идеи может быть как жесткой, так умозрительной, размытой, в зависимости от концепции.
2 Мотивация
Это очень важно. Почему новые члены вступив в сообщество, будут преследовать его цели и что-то делать для их достижения? Какая будет мотивация, от чего зависит и на сколько она будет сильной? Определение мотивации поможет регулировать напряжение внутри сообщества. Сообщество без устойчивой мотивации своих членов обречено на гибель.
3 Польза
Сообщество, как и Ваш проект, должно приносить пользу ВСЕМ участникам. Это может быть совместное достижение целей, удовлетворение желаний или изменение образа жизни из текущего, на желаемый. Объединение должно делать эффективным себя, делая эффективными других. Если пользы не будет, сообщество не выживет. И наоборот, эффективное-полезное сообщество будет быстро расти органически.
4 Структура и иерархия
Устойчивое сообщество должно быть саморегулируемым, для этого у него должна быть гибкая структура взаимодействия между его членами и иерархия, которая обеспечит его функционирование.
Структура должна быть гибкой, что бы быстро и эффективно реагировать на изменения, обеспечивать быструю коммуникацию - движение информации внутри сообщества.
Иерархия - наделение функцией определенных членов. То есть кто-то занимается распределением ресурсов, кто-то является “порученцем”, кто-то “хранителем храма”. Подробнее об участниках сообщества можно прочитать в первой части.
5 Единомышленники
На начальном этапе привлекать как можно больше единомышленников. Выживание сначала зависит от качества членов сообщества и потом от их количества. Алгоритм привлечения может быть следующим:
1 первичный контакт - установка связи
2 обработка (подогрев) - втягивание, через регулярную подачу информации
3 день открытых дверей - получить personal experience, c возможностью вступить сразу, для уже созревших.
Методики, для работы со вступившими описаны во второй части.
Для тех, кто еще не вступил, опять по кругу
2 обработка (подогрев) - втягивание, через регулярную подачу информации
3 день открытых дверей - получить personal experience, c возможностью вступить сразу, для уже созревших.
6 Отработка возражений
Для потенциальных членов, которые будут присматриваться и искать противоречия и для недругов, которые тоже обязательно будут. Следует обдумать вопросы, которые могут возникать и выдвинуть контр-аргументы, желательно имеющие подтверждение в разных источниках.
7 Отличительные знаки
Символика, которая будет с одной стороны объединять участников, с другой - выделять их из общей массы. Это важно, люди - социальные животные и принадлежность к группе заложена в них на уровне инстинктов. Символика, связанная с успехом членов сообщества, будет подсознательно формировать образ хорошей среды для добычи ресурсов.
8 Совместное времяпровождение и “дни открытых дверей”
Регулярные собрания уже вступивших участников и “день открытых дверей” для новых членов. Любое сообщество интересно возможностью общения между собой участников со схожими интересами. Эту возможность нужно поддерживать.
9 Информационные каналы сообщества
Площадки, где будут публиковаться новости сообщества и полезная информация для членов. Так же, здесь может проходить общение, активитис, конкурсы, обсуждения и другое. Их главная цель поддерживать связи с текущими членами и вовлекать новых.
10 Извлечение ресурсов
О способах извлечения ресурсов написано во второй части. Нужно строить взаимовыгодные долгосрочные отношения, при которых извлечение ресурсов будет регулярным. Разово - не целесообразно.
11 Действовать в рамках закона
Очень важно - действовать только и исключительно в рамках закона.
Итог
Закончу мысль из предыдущего поста, где я ссылаюсь на Германа Грефа, который говорит, что те компании, которые не применяют Agile, скоро станут клиентами других компаний. Так вот, кто знаком с Agile знает, что в главной роли при производстве выступает команда. Однако, если мы рассмотрим структуру такой команды поближе, то увидим, что в основном это люди работающие на общих основаниях. То есть форма производства другая, а мотивация та же. Теперь представьте, что у каждого члена команды сильнейшая мотивация, обусловленная идейным вдохновением или принадлежностью к группе. Во сколько раз такая команда может быть продуктивнее других?
Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:
1 Командное производство ложится в основу конкурентноспособности сегодняшних компаний на рынке
2 Идейные команды более устойчивы и мотивированы, чем не идейные
Исходя из этого, мы можем выдвинуть следующую гипотезу:
Идейное, органически растущее сообщество, является самым эффективным видом рыночной структуры.
Гипотеза частично находит подтверждение у одной из самых успешных рыночных компаний - Apple. В нескольких интервью Стив Джобс заявлял, что после своего возвращения в Apple, он был крайне удивлен увидеть там некоторых специалистов. И на вопрос: "Почему Вы до сих пор здесь работаете?" Ему отвечали: "Мы все так же верим в Apple (we still believe in six colors)."
Друзья, чем быстрее эта статья наберет достаточное количество лайков и комментариев, тем быстрее я выложу следующий пост, где опишу: “Идеальное сообщество.”
Всем прекрасного настроения!
Да здравствует Рим!