Битва за место под солнцем: как мессенджеры развлекают народ и что остается операторам
СВОЕ СЧАСТЬЕ НА ЧУЖОМ ГОРЕ
Появление мессенджеров стало прорывом. Для пользователей новые сервисы общения стерли границы стран, провайдеров и устройств. Все стало равно и одинаково доступно. Для операторов сотовой связи мессенджеры стали прорывом денежной трубы, из которой стремительно потекли прочь привычные доходы. По данным CNews Analytics, уже к 2016-му году WhatsApp, Viber и iMessenger владели 80% всего трафика обмена сообщениями в мире. Skype к тому времени захватил треть мирового голосового трафика. И тенденция продолжается. По оценке Rusbase, к 2018 году активными пользователями мессенджеров станут 3,6 млрд человек. А это, ни много ни мало, - почти половина населения планеты Земля.
СЕЛЬДИ В БОЧКЕ
Между тем, успех нового канала общения ударил не только по операторам, но и по первопроходцам. Разработчики разных стран стали создавать все новые приложения, каждое из которых привлекало пользователей на свой лад. Line, WeChat, Snapchat, Kik, Telegram, Dubmash, Voxer, Google Allo, Facebook Messenger – и это далеко не полный список появившихся сервисов. Когда дело дошло до того, что соцсети и мессенджеры стали самыми популярными приложениями на смартфонах, подключились социологи и провели исследования: а что людям там надо? Оказалось, все просто. По данным исследовательского центра SimilarWeb, пользователи хотят три вещи: общаться с друзьями, получать интересный контент и иметь возможность легко и быстро им делиться.
ГОНКА ВООБРАЖЕНИЙ
Теперь у нас есть десятки мессенджеров и миллионы искушенных пользователей, которым вечно подавай что-то новое. Просто «бесплатно» общаться через интернет – само собой. Хотим хлеба и зрелищ! Быстро стало обязательным требованием к мессенджерам возможность создавать эмоционально обогащенный контент – в ход пошли эмодзи, стикеры, гифки… Дальше – только веселей.
Продакт-менеджер Eastwind Евгений Бойкачев провел масштабный анализ развития мессенджеров в мире за последние два года и поделился самыми интересными обнаруженными фишками:
- Китайский WeChat реализовал в своей платформе возможность создавать rich-media сообщения. Это значит, что вы можете добавить к тексту изображение, аудио, видео и даже гео-отметку. А после, отправить сообщение одному получателю или опубликовать в общий доступ для ваших контактов – аналог ленты в соцсетях.
- В мессенджере Google Allo можно увеличивать размер текста или эмодзи, просто потянув кнопку «Отправить» вверх или вниз. Также в приложении есть сервис Smart Reply, который использует big data и машинное обучение, чтобы предлагать автоответы в вашем собственном стиле.
- Японский Line сделал стикеры с аудио сопровождением: не хватает слов – за тебя может высказаться «звезда» фразой из фильма. А еще в этом мессенджере можно наблюдать за текущим перемещением своих друзей и даже историей их маршрута. Помните «Карту мародеров» в «Гарри Поттере»? Разработчики Line сделали даже круче. Их пользователи сами выбирают кому показывать данные о своем местоположении.
- Далеко пошел американский Snapchat, сделав ставку на создание пользователями уникального видео контента. Например, через этот мессенджер вы можете снимать видео в круглом формате – при воспроизведении, когда станете поворачивать телефон (как угодно!), то увидите новые области картинки, а не переориентируете ее.
- Чтобы пользователи не упустили момент, заботится и Voxer из Сан-Франциско: хотите быстро начать съемку, находясь в приложении, – просто поверните смартфон горизонтально.
Это лишь сливки из развлекательных функций мессенджеров. Общий их список, как и отчет нашего продакт-менеджера об анализе – огромный. И разработчики мессенджеров продолжают вкладывать миллионы долларов на доработки полезные и не очень. Так, за технологией привязки смайлов на движущиеся объекты стоят серьезные ИТ-технологии. Задумываются ли об этом пользователи, когда крепят на морду бегающего кота улыбающийся блин?
ЗА ЧЕЙ СЧЕТ ГУЛЯЕМ, МИЛЕЙШИЕ?
Монетизация мессенджеров – главная цель любых разработчиков. После того как приложение набирает большую аудиторию – наступает пора зарабатывать. Источников дохода традиционно два: люди и бизнес. А лучше и то, и другое. На уровне «мессенджер как платформа для общения» пользователи покупают наборы стикеров и фильтров, восстанавливают за деньги удаленные сообщения и хранят данные в облаках приложений. Затем подключается бизнес. С его приходом появляется новый уровень – «мессенджер как социальная платформа». В этом случае на одной площадке происходит объединение всех функций: от общения и развлечения до заказа такси и микрозаймов.
Главный тренд – вы можете сделать что угодно, не выходя из мессенджера и не засоряя свой смартфон кучей приложений. Довольные разработчики жмут руки бизнес-компаниям и зарабатывают на вашем удобстве по модели revenue sharing.
ТЕЛЕКОМ ЖИВ!
Пока мессенджеры развлекаются на празднике жизни и технологий, старые-добрые операторы оправились от первого шока и делают вид, будто знают, что делать дальше. Мы проанализировали главные тенденции и выделили три пути развития телекома в современных реалиях:
- Превращение в рекламных провайдеров. Мессенджеры мессенджерами, а у крупных операторов остается главное преимущество – их абонентская база и инфраструктура. Применяя технологии Big Data, телеком может предложить бизнесу и государственным корпорациям широкие возможности для рекламы и исследований. Важный нюанс – этот путь подходит для операторов, чья инфраструктура охватывает большую часть населения страны. В России это Мегафон и МТС. Параллельно с этой траекторией операторы заводят собственные мессенджеры и стараются переманить туда пользователей. Но, конечно, такие платформы сильно проигрывают международным «монстрам» для общения и развлечений, которые уже завоевали народную любовь.
- Превращение в контент-провайдеров. Операторы, у которых нет масштабной инфраструктуры идут по пути, еще более близкому к трендам мессенджеров. Делают ставку на создание собственных социальных платформ. Основной источник дохода – та же интеграция с бизнес-сервисами и реклама. Важно: трафик внутри операторских приложений, в отличие от мессенджеров, будет бесплатным. Яркий пример в России – платформа Veon от бывшего Вымпелкома, которую обещают запустить в 2017 году.
- Развитие промышленного интернета. Третий путь, по которому пошли операторы Китая, Средней Азии и Германии. Такое развитие телеком мощностей в этих странах стало возможным благодаря государственной поддержке. В России пока ярких примеров нет.
СТАВКИ СДЕЛАНЫ?
Внимательный читатель заметил, что операторы не против занять место мессенджеров. Но есть ли у них шанс? Пользователи хотят развлекаться. Пользователи не любят рекламу. Пользователи жаждут новинок. Готовы ли операторы предложить достойную альтернативу существующим платформам и есть ли смысл тягаться?
Смысл есть при условии, что вы хорошо знаете свою будущую аудиторию и понимаете, чем будете ей полезны. Наш анализ мессенджеров показал также и то, что иногда, на основе потребностей людей, вырастают успешные стартапы.
Анализируйте интересы, незакрытые другими мессенджерами «дыры», региональные и национальные особенности аудитории и, возможно, вы сможете предложить людям то, чего нет даже у гигантов отрасли.
Например, мы активно работаем с операторами стран СНГ, чьи абоненты часто приезжают в Россию на заработки. Мессенджеры решают проблему дорогого общения в роуминге лишь частично: не у всех пользователей есть смартфоны, не во всех приложениях есть возможность звонить на внешние номера без приложения. Зафиксировав проблему, наши разработчики создали мессенджер, который закрывает эти потребности: установив приложение, можно позвонить в любую страну по своему домашнему тарифу и даже абоненту без такого же приложения и без интернета. Операторы запускают мессенджер Eastwind Polyphone под своим брендом и монетизируют его за счет внешних звонков.
УДАЧА – НАГРАДА ЗА СМЕЛОСТЬ
В итоге, не имеет значения игрок телеком рынка вы или разработчик мессенджера. Или оператор со своим мессенджером. В этом танце все решает пользователь – и конечный продукт должен быть ему полезен. Даже если кому-то вначале повезло, то дальше любовь аудитории нужно неусыпно холить и лелеять на протяжении всего времени.
Если вы разрабатываете свою платформу или внедряете стороннее решение – мы советуем, в первую очередь, думать не о монетизации, а о потребностях и особенностях вашей аудитории. И тогда (может быть) – вам повезет!