редакции
CorePlat: импортозамещение на 100% для автоматизации закупок
Из-за ухода западных вендоров с рынка российские компании оказались в жёстких условиях поиска подходящих аналогов информационных систем и решений для управления закупками. Корпорациям придётся перестраивать ландшафт ИТ-систем, чтобы защититься от рисков и обеспечить непрерывность цепей поставок.
Автоматизация закупок — одно из направлений, где критически важно сохранять непрерывную обработку данных и документов, заказов и поставок между сотнями и тысячами контрагентов. Например, компании, работающие с SAP Ariba, оказались в сложной ситуации: SAP уходит с рынка, все проекты по доработкам решений и внедрению новых заморожены. Доверять иностранным вендорам становится невозможно — велик риск потери данных и процессов.
Важно искать российские аналоги, не зависящие от иностранных подрядчиков, с командами разработчиков и поддержки, чтобы обезопасить себя сейчас и планировать развитие проектов в длительной перспективе.
Как побороть зависимость от иностранных вендоров в закупках
1. Обеспечить безопасность текущего обмена данными в цепях поставок. Например, сформировать канал передачи электронных документов, независимый от иностранных систем, обеспечив синхронизацию документооборота, заказов и их маршрутизацию.
2. Чтобы сохранить привычный набор функциональности SAP Ariba, нужно создавать свои прикладные решения для закупок на основе готовых фреймворков с возможностью гибкой кастомизации.
Помочь в этом может экосистема российской ИТ-компании Edisoft и её платформы:
- CorePlat для процессинга данных и документов, а также создания прикладных приложений для управления закупками;
- LinkServer для лёгкой интеграции систем и автоматизации процессов обработки данных и документов.
Оба решения входят в реестр российского ПО. Разработка, процессинг и обслуживание ведётся российскими командами на территории РФ. Среди пользователей — крупнейшие компании от X5 Group, Магнита, Камаза до Fazer, Hilti, Ariston.
Платформы дают возможность запустить своё решение на базе готовых и гибких фреймворков, сохраняют устоявшиеся процессы, не ломая их. Такой подход позволяет не зависеть от внешних вендоров, но и не разрабатывать закупочный портал с нуля без гарантий успеха.
Как обеспечить сквозной процесс автоматизации закупок
CorePlat и LinkServer соединяют внутренние системы (первый слой на схеме) с внешними (второй
слой). Платформа LinkServer забирает данные из внутренних информационных систем компании, отправляет в CorePlat их по
нужному процессу (проверка, подписание, согласование) и передаёт системам
третьего слоя — контрагентам через провайдеров ЭДО. Это позволяет синхронизировать
процессы и сократить количество интеграций. В зависимости от
внутренних задач второй слой дополняется нужными модулями и фреймворками.
Заказчик определяет, какие из этапов закупок нужно автоматизировать: процесс до
контракта, от заказа до оплаты, аналитику. Появляется новая потребность —
внедряется новый модуль, например, управление дебиторской задолженностью или грузоперевозками. В результате компания не
просто закупает товар через ещё одну платформу, а выстраивает сквозной процесс:
автоматизирует управление контрактами, выставление счетов и передачу заказов,
финансирование поставок, может отслеживать, на каком этапе находится доставка
груза. Автоматизацию закупок на CorePlat условно
можно разделить на два этапа: процесс закупок до контракта и после контракта. На первом этапе
автоматизируют поиск поставщиков и менеджмент — узкое горлышко в закупках, где
растут затраты. Без объективной и прозрачной процедуры выбора поставщиков
сложно получать выгодные условия. Исследуя проблемы наших клиентов в сегменте
некоммерческих закупок, мы обнаружили,
что порядка 50% закупок — разовые. Автоматизация и аналитика позволяют закупать товары комплексно и
оптимизировать затраты и время специалистов. На практике
это выглядит как единая база управления поставщиками, консолидирующая
информацию о потенциальных партнёрах и текущих поставщиках из различных информационных
систем. Такой подход позволяет
искать новых контрагентов, а интеграция со сторонними сервисами — проверять их
благонадежность. Покупатель проверяет поставщика, у которого в свою очередь
тоже есть возможность получить информацию о покупателе. Взаимодействие с поставщиками происходит в едином окне. Покупатель не тратит время на поиск информации
на разных сайтах и порталах, автоматически сравнивает цены и отслеживает динамику
их изменений. Создаёт тендеры и приглашает поставщиков к участию, соблюдая
государственные требования, снижая риск мошенничества. Польза: сокращается время на принятие решения по закупкам, а процесс становится
управляемым и прозрачным — информация по сделкам, документы хранятся в едином
месте, менеджер видит всю историю отношений с клиентами. Второй этап —
автоматизация закупочного процесса от заказа до оплаты: управление сделками,
документооборот, финансирование, грузоперевозки. Автоматизация сокращает
цикл сделки. Покупатель создаёт заказы, отслеживает статусы сделок, быстро
получает данные о движении товаров. Переход на ЭДО снижает зависимость от
бумаги и долгих согласований: по заранее заданной логике документы курсируют
между участниками процессов, покупатель только отслеживает путь. Польза: подготовка документов по заранее согласованным шаблонам позволяет быстро подстраиваться под изменения государства, например, при переходе на электронные транспортные накладные. Геополитическая и
экономическая ситуация сказывается на логистике, и компании всё чаще
сталкиваются с товарными отсрочками. В свою очередь растёт спрос на инструменты
факторинга, включая онлайн-факторинг. Всё больше банков проводят сделки в цифровом виде: ПСБ, входящий в топ-5 рейтинга факторинговых
компаний России, с начала 2022 года принял в 2 раза больше положительных
решений именно по онлайн-факторингу по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года. Электронный факторинг
позволяет всего за несколько часов дистанционно получить положительное решение
о финансировании. Для примера: через платформу FactorPlat от Edisoft факторы
одобряют 99% сделок. Внедрение электронного
факторинга не требует кардинальных перемен текущих процессов. В качестве
подтверждающих документов можно использовать электронные документы по
совершённым поставкам. Польза: встраивая факторинг в процесс закупок, покупатель
сохраняет свои отсрочки по платежам по текущим поставкам или финансирует
дополнительные поставки для пополнения запасов. Поставщики в свою очередь не
остаются без оборотных средств. Мы видим потребность
компаний в автоматизации заказа транспорта и оптимизации грузоперевозок в закупках за счет управления бронированием транспорта и переходом на электронные транспортные накладные. Польза: только за счёт перехода с
бумаги на электронный документооборот объем документов сокращается в 4 раза — учитывая рост
цен на бумагу, экономия может быть значительной. До 80% сокращаются
трудозатраты на обработку данных. 1. Обеспечьте стабильность документооборота. На
первых порах обезопасьте данные от рисков. Внедряйте решения, способные
управлять документооборотом: упрощать ввод данных, передавать между системами,
сверять, преобразовывать в нужные форматы, хранить в электронном виде. 2. Ищите готовые
решения, способные гибко подстраиваться под текущие бизнес-процессы, не ломая
их. Вариант — решения на базе ЭДО, способные обрабатывать, обогащать,
передавать документы и данные. 3. Обращайте внимание на возможность адаптироваться
под изменения законодательства. Тот же SAP, например, не поддерживает работу с российской
криптографией. Чтобы обеспечить работу с юридически значимым
документооборотом, приходится использовать интеграционные модули и шины. Всё это требует значительных финансовых и временных ресурсов. Используя отечественные решения на
базе ЭДО, вы снижаете зависимость от доработок.

Процесс закупок до контракта

Поиск поставщиков
От заказа до оплаты

Управление заказами и контрактами
«Магнит» перешёл на электронные контракты и сократил время проверки документов: вместо 40 минут сотрудники тратят 2 минуты. Вместо 10 дней обмена бумажными оригиналами компания делает это онлайн.

Поддержка оборотного капитала
Автоматизация логистики при закупках
Подведём итог