Чем отличается субфраншиза от франшизы?
Масштабы и структура
О масштабах развития можно судить по структуре таких компаний: если франшиза предполагает передачу прав основателя бизнеса своему франчайзи, то в субфраншизе — специфическом виде франшизы — этим занимается посредник «мастер-франшиза».
А означает это одно: субфраншиза выходит на мировой рынок! Теперь бизнес неограничен городом, областью и даже целой страной — у генерального директора может быть представитель в любой точке мира.

Кто такой субфранчайзер на самом деле?
Начнем с простого примера: продавец мороженого предоставил право своему знакомому торговать сладостями под его (мороженщика) брендом. Эта модель всем привычной франшизы. Но! Знакомый, теперь уже держатель франшизы, тоже захотел быть франчайзером — то есть продавать право пользоваться брендом другим людям.
Поскольку так сеть торговли развивается быстрее и масштабнее, владелец бизнеса ничего не имел против и разрешил своему первому франчайзи продавать франшизу мороженого. Так наш франчайзи становится субфранчайзером — не хозяином бизнеса, а его законным представителем, который расширяет сеть, продает право пользоваться брендом и выполняет все функции владельца находясь в другом городе, регионе или стране.
Конечно, самые важные решения по-прежнему принимает хозяин, в нашем примере первый продавец мороженого. Но теперь его сеть развивается по всему миру — такой масштаб невозможно контролировать одному человеку.
Каким бывает субфранчайзинг?
Так как речь идет о построении сети, то цепочка руководителей будет длинной. Мы уже выяснили, что есть владелец бизнеса — 1 звено. Далее идет его представитель. Но если у представителя купить субфраншизу, то кем окажется покупатель?
Для этого есть отдельный вид субфраншизы — мастер-франшиза. Она развивает бренд на территории другой страны, региона, штата — это высшее руководство, куда могут обращаться остальные субфранчайзи (люди, купившие субфраншизу у субфранчайзера) по всем вопросам.
Отсюда субфраншизы делятся на виды:
- территориальные;
- по возможностям — только продажа франшиз или полное представительство владельца;
- по уровню контроля — можете ли вы проводить проверки и получать роялти — ежемесячные взносы — от своих франчайзи;
- по прибыли — собираете роялти или % от прибыли с продаж франшиз.
Вы сами выбираете на каких условиях войти в бизнес, но ответственность за принятое решение полностью ложится на вас. В подобных вопросах уж точно не стоит экономить на услугах юриста и других экспертов вашей ниши.
Можно ли стать субфранчайзером, купив права у субфранчайзера?
Главная задача субфранчайзера — развитие сети. Поэтому иметь собственного представителя ему только в плюс. Однако помним, что эта форма бизнеса предполагает гораздо больше ответственности, чем та, которая лежит на плечах у обычного франчайзи.
Так что если перед вами встал выбор: быть хозяином в своем регионе, или хозяином только своей точки — не спешите давать волю амбициям. Взвесьте все за и против!
Новичку лучше начать с франшизы, научиться управлять одним магазином. Если у вас уже есть опыт — вы можете быть субфранчайзи и развивать свою структуру.
Юридическая сторона вопроса
Купить или не купить? — многие люди думают над покупкой франшизы, но если купить — то какую именно и на каких условиях? Грамотное заключение договора самая важная процедура для успешного начала.
В законодательстве РФ пока что нет такого понятия, как «франшиза» или «субфраншиза». Вместо этого есть «коммерческая концессия» и «субконцессия». Значит возможному покупателю стоит ознакомиться именно со статьей 1029 ГК РФ «Коммерческая субконцессия».
Итак, на что надо смотреть, заключая договор:
- Договор коммерческой субконцессии обязательно должен быть зарегистрирован в стране генерального директора сети. Если речь идет о субфраншизе, скорее всего, договор будет международным.
- В субфраншизе вы не общаетесь напрямую с владельцем бизнеса, а только с его представителем. Иногда это решает серьезные проблемы, не доводя ситуацию до судебных разбирательств.
- Ваш договор напрямую зависит от договора вашего субфранчайзера, а его — от его субфранчайзера. Поэтому обязательно проверьте срок действия полномочий.
- Ваш субфранчайзер несет полную ответственность за ваши действия перед генеральным директором. В обычной франшизе сотрудничаете только вы и генеральный директор.
При заключении договора о франшизе с субфранчайзером тоже есть ключевые моменты:
- Вы зависите от субфранчайзера, поэтому ваш срок договора не должен превышать его срок.
- Основные положения вашего договора и договора вашего субфранчайзера не должны противоречить друг другу — для этого пригласите хорошего юриста, он поможет разобраться в ситуации и предостережет от ошибок.
- Если договор субфранчайзера признается недействительным, то недействительным будет и ваш. Но если субфранчайзер решил просто выйти из бизнеса, у генерального директора остаются перед вами обязательства.
Чаще всего договор международный, поэтому помимо перечисленных моментов надо учитывать еще и особенности вашей страны, города или региона, где планируете развивать бизнес.