редакции Выбор
Всё об HDR
Колориметрические параметры
SDR формат базируется на колориметрических параметрах, описанных в Rec. ITU-R BT. 709. Они охватывают всего лишь 35,9% видимого человеческим глазом спектра системы CEI 1931 (Рис. 1). В свою очередь HDR использует цветовые параметры Rec.ITU-R BT. 2020, охватывающие 75,8% спектра.

Глубина цвета
Глубина цвета SDR — 8 бит. SDR не запрещает использовать 10 бит, но на практике подавляющее большинство видеоконтента сжато с глубиной цвета 8 бит. Это означает, что у каждого из базовых цветов — красного, зеленого и синего — может быть 28 значений, равное 256 или суммарное количество 256×256×256 = 16 777 216 цветов. Это много, но человеческий глаз видит гораздо больше, поэтому на практике различает ступенчатые переходы у SDR видео (Рис. 2). Особенно это заметно на градиентных сценах фона, например неба.
У HDR минимальная глубина цвета — 10 бит: 1024 возможных значений для каждого базового цвета или суммарно 1 073 741 824 цветов, что в 64 раза больше, чем у SDR. Такое изображение гораздо ближе к действительному, однако при определенных обстоятельствах человеческий глаз все еще способен заметить ступенчатость цветовых переходов. Человеческий глаз устроен так, что помимо компонентов цветности различает и компонент яркости, причем яркость воспринимается гораздо острее. SDR ограничен яркостью в 100 кд/м2, в то время как теоретические возможности стандартов HDR достигают 10 000 кд/м2. На практике дисплеи с поддержкой HDR из среднего ценового сегмента заявляют яркость 1000 кд/м2, премиальный сегмент предлагает яркость до 4000 кд/м2, но для определенных сцен и на непродолжительное время. Стоит отменить, что термин HDR носит собирательный характер, поскольку на рынке представлено несколько стандартов реализации HDR от разных вендоров. Наибольшее распространение получили четыре стандарта HDR: HDR10, HLG, HDR10+ и Dolby Vision. На рисунках 3.1 и 3.2 представлены бренды производителей телевизоров с поддержкой HDR, а на рисунке 4 вы можете ознакомиться с поддержкой HDR у стриминговых сервисов. Чтобы воспроизвести HDR контент, необходимы правильно подготовленный контент, соответствующий стандарту, а также декодер и дисплей, поддерживающие HDR стандарт. С помощью StreamEye вы можете проверить параметры на уровне элементарного потока, а Stream Analyzer поможет верифицировать параметры как на уровне элементарного потока, так и на уровне медиаконтейнера для файлов. В новой версии Boro будет доступно определение формата HDR, представление и проверка метаданных для потокового вещания. Этот стандарт был принят в 2014 году. HDR10 получил широкое распространение благодаря простоте в эксплуатации и отсутствию лицензионных отчислений. Стандарт описывает видеоконтент, соответствующий рекомендациям UHDTV Rec. ITU-R BT. 2020: HDR10 базируется на PQ EOTF функции передачи, из-за чего такой видеоконтент не совместим с SDR дисплеями. Также HDR10 имеет один единственный слой видеоконтента. Стандарт задействует статические метаданные, которые применяются ко всей видеопоследовательности. С одной стороны, статическая реализация упрощает эксплуатацию. В то же время она не учитывает необходимость разных тонов для статических и динамических, ярких и темных сцен, поэтому требуется применение глобальных компенсаций. Таким образом, HDR10 не способен полностью передать задумку и видение автора. Метаданные HDR10 включают в себя mastering display colour volume и content light level information. Mastering display colour volume — параметры дисплея, которые использовались для создания видеоконтента и считаются эталонными. При воспроизведении видеоконтента дисплей будет перенастроен относительно эталона. Mastering display colour volume описывает: Content light level information — значение верхней границы номинального целевого уровня яркости изображений. Оно включает в себя: У H.264/AVC и H.265/HEVC видеоформатов метаданные HDR10 могут быть указаны на двух уровнях. У VP9 данные располагаются на уровне медиаконтейнера: У AV1 метаданные располагаются: Стандарт HLG появился в 2015 году и также получил широкое распространение. Стандарт описывает видеоконтент, соответствующий спецификации BT 2020. HLG, как и HDR10, имеет один слой видеоконтента. В отличие от HDR10, HLG не имеет метаданных, поскольку задействует гибридную логарифмическую функцию HLG EOTF, частично повторяющую кривую функции SDR, частично HDR (рис. 7). Такая реализация теоретически позволяет воспроизводить HLG как на дисплеях, поддерживающих PQ EOTF (HDR10, HDR10+, Dolby Vision), так и на SDR дисплеях с колориметрическими параметрами, соответствующими BT. 2020. Что касается степени реалистичности, HLG, как и HDR10, не способен полностью передать задумку и видение автора. А из-за особенностей функции HLG EOTF изменения оттенков могут быть заметны на дисплее SDR, если изображения содержат яркие области насыщенного цвета. Как правило, искажения наблюдают в сценах с зеркальными бликами. Идентифицировать видеопоток HLG можно по параметру Transfer_characteristics, который будет иметь значение 14 или 18. Для H.264/AVC и H.265/HEVC параметр может быть указан: Для VP9 параметр может быть указан на уровне медиаконтейнера: Для AV1 параметр может быть указан: Стандарт также описывает видеоконтент, соответствующий рекомендациям UHDTV BT.2020. HDR10+ задействует PQ EOTF, поэтому несовместим с SDR дисплеями. В отличие от HDR10, HDR10+ задействует динамические метаданные, что позволяет более эффективно редактировать каждую сцену в процессе мастеринга, тем самым полностью передавать задумку автора. Во время воспроизведения контента дисплей перестраивается от сцены к сцене таким образом, как ее создал автор. HDR10+ предлагает обратную совместимость с HDR10. В том случае, если дисплей не поддерживает HDR10+ динамические метаданные, но поддерживает статические метаданные HDR10, и в потоке или медиаконтейнере такие данные присутствуют, диcплей может воспроизвести видеопоследовательность по стандарту HDR10. У H.264/AVC и H.265/HEVC динамические метаданные находятся на уровне элементарного потока в SEI user_data_registered_itu_t_t35 (рис. 10). У VP9 метаданные они указаны в BlockAddID (ITU-T T.35 metadata) WebM контейнера. У AV1 метаданные указаны в metadata_itut_t35() OBU синтаксисе. Проприетарный и наиболее сложный HDR стандарт, разработанный и лицензируемый компанией Dolby. HDR стандарт, описывающий возможность применения сразу двух слоев в одном видеофайле: базового (Base layer, BL) и улучшенного (Enhancement layer, EL). В действительности наличие двух видео слоев встречается редко из-за большого размера видео файлов и сложностей с подготовкой и воспроизведением такого контента. Стандарт Dolby Vision имеет 5 предопределенных профилей: 4, 5 ,7 , 8 (8.1 и 8.4) и 9. 1 Профиль 4 не поддерживается для новых приложений и поставщиков услуг. 2 Профиль 8.4 находится на этапе стандартизации.Максимальный уровень яркости — 1000 кд/м2. BL для профилей 5,8,9 и EL для профилей 4 и 7 задействуют PQ EOTF, поэтому они не совместимы с SDR дисплеями. Такие профили используют динамические метаданные, схожие с метаданными у HDR10+. Это позволяет эффективно редактировать каждую сцену в процессе мастеринга и точно передавать задумку автора. При воспроизведении контента дисплей перестраивается от сцены к сцене, базируясь на динамических метаданных. У H.264/AVC и H.265/HEVC видеоформатов динамические метаданные Dolby Vision находятся на уровне элементарного видео: Что касается Dolby стандартизировали идентификацию Dolby Vision для MPEG-2 transport stream и MP4 медиаконтейнера. В MPEG-2 TS информирование осуществляется с помощью DOVI Video Stream Descriptor в PMT таблице, по содержанию которой можно определить профиль, уровень, наличие слоев и совместимость. В MP4 контейнере с этой целью используются конфигурационные атомы: dvcc (для профилей ниже или равного 7), dvvc ( для профилей выше 7, но ниже 10), dvwc (для профилей равного и выше 10 — зарезервировано на будущее). Также задействуется один из атомов: 3 Динамические: профили 4 (EL), 5, 7, 8.1, 9. Отсутствуют в 8.4. Воспроизведение HDR контента происходит следующим образом (рис. 12): HLG не имеет метаданных. Если есть 2 видеослоя (BL/EL — профили 4 или 7 Dolby Vision), экстрактор их извлекает, но приложение может решить, какой слой и соответствующий декодер выбрать, в зависимости от возможностей платформы. Валидацию HDR видеопотока условно можно разделить на несколько этапов. Итак, в этой статье мы собрали наиболее значимую информацию по каждому HDR формату в одном месте. Описанные маркеры позволяют быстро погрузиться в предметную область HDR, идентифицировать, интегрировать HDR контент и решать возможные проблемы. С помощью StreamEye вы можете проверить параметры на уровне элементарного потока, а Stream Analyzer поможет верифицировать параметры как на уровне элементарного потока, так и на уровне медиаконтейнера.
Яркость
Стандарты HDR
HDR10
HLG
HDR10+
Dolby Vision
Общий обзор стандартов HDR