Как мы курс английского для IT писали и крещение Хаброй
С чего все началось
В 2016 году количество наших студентов-дизайнеров, программистов, тестировщиков и других сотрудников сферы IT (и других сфер также) стало резко расти и стало понятно, что пора уходить от традиционного обучения с помощью учебников и мы занялись разработкой собственной платформы для изучения английского.
По нашей задумке платформа должна была стать универсальным решением для студента и преподавателя, которая сразу же бы включала в себя основной учебник, рабочую тетрадь, словарь и место для проведения урока. Благодаря своим онлайн-курсам мы уже знали, как это реализовать, но нужен был крутой и интересный контент, который нельзя просто найти в обычных учебниках по английскому для IT (их, кстати, тоже было не так много на рынке и они довольно быстро теряли актуальность).
Как мы выбирали тематику
Для начала нужен был глубокий рисерч, чтобы четко знать, какие именно потребности в английском мы должны удовлетворить. Мы начали с поиска подходящих тем и нужного актуального контента. Кстати, можно найти нашу тему и здесь, на форуме DOU, и эта тема не получила особого развития, так как сама задача была поставлена неверно (хотя мы и получили ссылки на довольно полезные ресурсы, за что мы очень благодарны!).
Чтобы найти правильный подход, мы обратились к своему отделу разработки (да, можно было сразу пойти более простым путем), а также к нашим партнерам из Geekbrains, чтобы сначала определить нашу ключевую аудиторию. На основе опросов мы выяснили, что нашей ЦА стали дизайнеры, тестировщики и программисты уровня junior (до 80%) или middle (до15%), которые либо только планируют работу в этой сфере, либо не так давно начали там работать.
Исходя из полученных результатов, нам стало гораздо легче очертить ключевые темы будущих студентов:
- резюме и собеседования;
- работа в команде;
- общение по телефону и скайп;
- деловая и неформальная переписка;
- ТЗ и документация;
- стендапы и презентации;
- дедлайны и стрессовые ситуации;
- стартапы и собственный бизнес.
В итоге, нам нужно было сделать так, чтобы курс помогал кандидату пройти путь от собеседования до успешной работы в команде, зная список минимально необходимой лексики для повседневных задач.
Почему мы выбрали именно такой контент
Опрос также помог понять нам, что уровень студентов будет в пределах elementary и intermediate. Главным приоритетом в результате опроса стали именно разговорная практика и лексика, а не грамматика, как мы думали. Это сказалось и на планируемой длительности прохождения курса - 2-2.5 месяца.
Мы начали писать курс вместе с нашими разработчиками, дизайнерами и проджект менеджером. Формат был такой - пишем урок, а они проверяют и вносят свои корректировки. Сначала мы пытались включить обучающую информацию по Agile и подобного рода темам, но тогда курс превратился бы в мануал по гибким методикам разработки или пособие по написанию приложений, но никак не курсом английского языка, а наша ключевая компетенция была именно в нем.
В результате мы пришли к следующему типу урока:
- максимальное количество частотной лексики (такой, чтобы пригодилась и позже);
- живые примеры (тут помогали наши сотрудники, а позже за что им огромное спасибо!);
- ролевые ситуации (моделирование собеседования, обсуждения ТЗ или поиск сотрудников в свою команду и так далее);
- развлекательный контент (популярные сериалы, антисоветы по Agile и многое другое по теме урока).
При этом на уроке студент обязательно должен пройти не менее 5-7 разделов урока, чтобы все было динамично и легко было сфокусироваться:
- разминка - короткое задание-обсуждение, чтобы настроиться на общение на английском;
- работа со словарем - введение новой лексики и ее закрепление с помощью несложных заданий;
- теоретическая информация - полезная подборка фраз в соответствии с темой урока и их детальное пояснение;
- практика - ряд заданий, чтобы закрепить теорию;
- работа с контентом - аутентичный текст, аудио или видео по теме урока с небольшим заданием к нему;
- ролевая ситуация - диалог, максимально приближенный к рабочим ситуациям, чтобы использовать ранее изученную лексику и теорию;
- обсуждение - ряд вопросов по теме, чтобы развить у студента умение высказывать точку зрения с помощью 2-3 и более предложений.
Сначала по этой схеме мы записали видео-курс для Geekbrains. Он сразу же получил массу положительных отзывов и помог понять, что темы были выбраны верно, а вот формат просто видеолекции, где преподаватель сам рассказывает теорию и выполняет задания, оказался не таким динамичным, как хотелось бы (в конечном счете, получились вебинары, а не полноценные уроки).
Вот так мы и пришли к формату онлайн-курса, который бы содержал не менее 30% интерактива - где студент физически вовлечен в выполнение заданий, выбирая верные варианты, исправляя ошибки, собирая предложения и слова по кусочкам, говоря реплики в микрофон, расставляя предложения в правильном порядке и многое другое.
Так на занятии у студента появилось около 30% теории, 40% интерактива и взаимодействия с контентом, а оставшиеся 30% - разговорная практика.