Главное Авторские колонки Вакансии Образование
393 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Ночные кошмары копирайтера, или Четыре заказчика, которых я не забуду никогда

Писательский стаж редактора нашего блога Виктории Кучиновой составляет в общей сложности лет десять. К счастью, ей везло на заказчиков и редакторов, но есть люди, которых автор до сих пор вспоминает не самым добрым словом. Кто же они, страшный сон копирайтеров?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Команда Envybox by Callbackkiller: для своих читателей мы попытались добыть интересный и полезный материал — опыт, рекомендации и мастер-классы от специалистов в различных областях.

1. Тот, кто не знает, чего хочет

Вот сейчас все авторы дружно вздохнут: да-а-а, мы очень не любим тех, кто не дает внятного задания и сам толком не понимает, что хочет увидеть. “Напишите мне крутой текст” — это не ТЗ и не бриф, и ни один опытный автор в здравом уме не возьмется за подобное.

Перевернулся однажды и на моей улице вагон с такими “незнайками”. В редакцию, где я работала, бодрым шагом зашел мужичок и заказал имиджевую статью про себя любимого и свою прекрасную компанию. Мы побеседовали, записали интервью — информации я собрала достаточно, осталось определить концепцию. Какой будет статья — в формате интервью, рассказа, очерка, истории? Об этом мой респондент и знать ничего не хотел — “вы же специалист, я вам доверяю”, говорил он.

b_59d770fc81515.jpg

Видимо, в тот момент моя интуиция дрыхла без задних ног. Иначе как объяснить то, что я легкомысленно согласилась и проводила посетителя. На следующий же день я быстро написала интервью и отправила заказчику, уверенная в том, что ему понравится. Ха-ха. “Мне не нравится, — разочарованно сказал он. — Можно сделать как-то поинтереснее”. “Как?”, — безнадежно спросила я, приветствуя проснувшуюся наконец интуицию. “Вы же специалист, вам виднее”, — парировал мужичок.

В общем, вы поняли, да? Статью я переделывала раза четыре, действуя исключительно методами тыка и наугад. Я же специалист, мне виднее. В итоге нам удалось найти компромисс, но с тех пор концепцию статьи я всегда обговариваю заранее.

2. Тот, кто знает лучше всех

Упаси вас Бог заказывать тексты у всезнаек. Про что бы им не требовался текст — жизнь муравьев, изготовление кухонь на заказ или тонкости сео-копирайтинга — они всегда разбираются в предмете лучше всех. А к авторам у многих и вовсе отношение пренебрежительное, как к холопам.

Никогда не забуду, как писала статью для Очень Умной Тетеньки, которая выедала мне мозг чайной ложкой, рассказывая о том, какие бывают психологические защиты. Бесполезно было объяснять, что у меня высшее психологическое образование и тему психологических защит я помню прекрасно — Умная Тетенька изрекала глупости и была непреклонна и непоколебима, как скала. На мои аргументы она отвечала в духе: “Че ж ты на заказ пишешь, раз умная такая?”. Не понимая, видимо, что первое как раз-таки вытекает из второго.

Да простят меня коллеги, но тот текст о психологических защитах в нескольких моментах получился не совсем точным. Смысла идти на принцип и отказываться от заказа не было — тетя отдала бы его другому автору, и не факт, что тот вообще разбирался бы в предмете. Хорошо хоть, что в основных моментах удалось написать правильно — но чего мне это стоило!

3. У семи нянек дитя без глазу

Их было трое — три городских фирмы одинакового направления (продажа пластиковых окон). Они заказали газетную статью, где расхваливали себя любимых и делились лайфхаками: как работают с клиентами, где заказывают материал, как организуют установку и доставку и все в таком роде.

Мы встретились с каждым. Обговорили все детали. На встрече “оконщики” были вменяемыми людьми, которые дали полную информацию. По отдельности с каждым из них получилась бы прекрасная статья! Но когда я написала общий текст, начался филиал средней группы детского сада. “Ой, а почему про Колю написано больше, чем про Петю?”. “Ай, они вам заплатили больше, вот вы для них и стараетесь!”. Я покорно вносила правки, Петя был доволен, зато обижался Коля — у него выкинули две фразы, которые просто необходимо было написать! И так по второму, по десятому кругу…

В итоге статья так и не вышла — удивительно, правда? Больше скажу — ее отдали другому автору, но и тому не удалось в полной мере передать величие и профессионализм производителей пластиковых окон. В итоге некоторые особо гордые “незнайки” назвали авторов “бездарностями”и гордо ушли в закат. Надо ли говорить, что ни копейки оба автора не получили.

Из той же серии — необходимость согласовывать статью с директором, его замом, маркетологом, пиарщиком и снова директором. Хорошо, если все они мыслят одинаково — а если нет?

b_59d771121321d.jpg

4. Тот, кто крадет мое время.

Про себя я назвала его лангольером — помните монстров, пожирателей прошлого? Этот тип беззастенчиво жрал мое настоящее и замахивался на будущее, и все это — внимание — за 700 рублей!

Этот дяденька нашел меня сам и постучался в личку с выгодным предложением — писать статьи для блога. Я заценила стиль и подачу материала и решила — легко, такие заказы я могу писать без особого напряга. Рассчитав время, которое мне бы понадобится на написание, я озвучила небольшую сумму — 700 рублей за статью. “Да я ее за час напишу”, — подумала я наивно. Написала, как же…

В целом статья заказчика устраивала, оставались мелкие правки, на устранение которых любому потребовалось бы от силы полчаса. Но не таков был наш лангольер Он начал забрасывать меня ссылками и видео по теме статьи, затем перешел на личные вопросы. Все эти задушевные беседы продолжались ровно три дня. Три дня заказчик написывал мне в любое время дня и ночи, дергал, если ему вдруг приходила прекрасная мысль, которую, конечно же, надо было вписать в уже почти готовую статью. Я чувствовала себя мухой в тенетах у паука, меня опутывали новыми словами, идеями, фразами… Ужас.

В итоге все закончилось. Заказчик все же перевел мне умопомрачительный гонорар и, даже не испросив моего согласия, прислал следующую тему для статьи. Я, разумеется, вежливо отказалась: за это время я написала бы несколько статей и заработала бы намного больше.

b_59d7712928025.jpg

Каким был итог всего этого безобразия? Я стала умнее, опытнее, но от ошибок по-прежнему не застрахована. Увы, встречаются на пути фрилансеров и неадекватные заказчики, и никакие брифы на 100 процентов не смогут вас обезопасить. Надеюсь, что эта статья поможет вам отсеять хотя бы часть нежелательных клиентов. Удачи!

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.