Умирающий бизнес
Для современного взрослого населения постсоветского пространства начало своего бизнеса сопряжено с вполне определенными трудностями. Дело в том, что все они либо воспитывались в стране, которой уже нет, либо росли на ее обломках и воспитывались людьми, цепляющимися за догмы, которых не существует. Аксиомы миропонимания вбивались в головы с детского сада. Получил хорошее образование – обеспечил себя на всю жизнь. Пришел в школу – учи все что сказано, и не важно, что математика тебе не дается, а в баскетбол ты играешь лучше всех в районе. Задали урок – все должен сделать сам и никаких консультаций с одноклассниками, никаких командных решений. Поступил на работу – трудись и карабкайся по служебной лестнице, к пенсии станешь начальником отдела. И куда с такими убеждениями в современном бизнесе? Современность ставит перед людьми абсолютно противоположные задачи. Начнем с того, чего делать точно не стоит.
Топ провальных бизнес идей
- Не стоит вкладываться в туристическое агентство. С каждым днем их популярность катастрофически падает. Любой более или менее уважающий себя отель имеет свой сайт и предлагает онлайн-бронирование. Люди сами находят для себя места отдыха, сами приобретают путевки и билеты. Посредники в сфере туризма скоро вымрут как динозавры.
- Агентства недвижимости. Риелторы крепко держатся за свой кусок пирога, но это ненадолго.
- Юридические консультации и нотариальные конторы не стоит открывать по двум причинам. Во-первых, на сегодняшний день рынок так переполнен всевозможными юристами, что яблоку упасть некуда. А во-вторых, в скором (или не очень скором) будущем электронная систематизация данных вытеснит подобные услуги.
- Местные новостные порталы попадают в список. Для создания приличного дизайна интернет-ресурсов необходимы хорошие специалисты и, следовательно, некоторые капиталовложения. Но затраты не окупятся, так как важные новости читают на lenta.ru, а о том, что в Кацапетовке лучший комбайнер года получил премию – велосипед, люди не читают. Ну кому интересно сколько тонн подсолнечника планирует в следующем году собрать колхоз «Алая заря». В таких изданиях посещение набивается только местным криминалом и программой мероприятий ко Дню Победы, а для этого достаточно паблика VK.
- Всевозможные Call-центры так же уходят в небытие. Потоки информации все ускоряются и скоро полностью захлестнут мелких посредников, ее продающих. Кто умеет ориентироваться – тот «сами с усами», а кто не справляется – ему эти капли не помогут.
- Товары по уходу за детьми – привлекательный бизнес. Но давайте рассмотрим ближе. Ходунки и нагреватели для бутылочек, нагреватели для влажных салфеток и люльки для укачивания, мобили и развивающие коврики. Все это прекрасные товары, которыми пересыщен рынок. Множество фирм производят, продают и перепродают товаров для детей, а потребительская категория? Родители малышей первых трех лет жизни. Потом из ползунков вырастают и думают, кому подарить множество ненужных, практически новых принадлежностей.
Современность диктует свои правила
Через 10 лет мир изменится в два раза больше, чем изменился за прошедшее десятилетие. Развитие технологий приведет к появлению новых профессий, новых ниш для бизнеса и отправит на антресоли работающие сегодня проекты. Главное не упустить этот момент и вовремя сменить дрожки извозчиков на машину такси, бочку и лошадь водовоза на грузовик по доставке бутилированной воды. У нас говорят: «знал бы прикуп, жил бы в Сочи», но не в прикупе дело, знание одной карты наперед не решит задачу. Важно уметь мыслить, предполагать, прислушиваться к интуиции и принимать рискованные, но верные решения.
Сейчас невозможно овладеть профессией в институте и успокоиться на всю оставшуюся жизнь. Время диктует необходимость постоянного развития и совершенствования. 30 лет назад знания, полученные в ВУЗе, применялись всю жизнь. Сейчас они устаревают за 5-7 лет. И пригодятся лишь для игры в телевикторине и для разгадывания кроссвордов. Пора прекращать мыслить пятилетками, необходимо настраиваться на активное движение в ногу со временем, а не догонять короткими перебежками, обнаружив, что все уже ушли, а Вы все еще читаете лекцию по Марксизму-Ленинизму.
Как выбрать бизнес-идею, которая завтра не умрет
Самый нелепый вопрос, который можно загуглить: «лучшие идеи для стартапа» и все ему подобные. Почему нелепый? Да просто не может быть лучших или худших идей, может быть лучшая реализация или худшая, убившая хорошую идею. Для успешного стртапа сначала необходимо перевернуть свое сознание:
- Перепроверить аксиомы. Важно понять, что дело вовсе не в образовании, накопленных знаниях, или гениальном совете «какой бизнес лучше начать», а в умении ориентироваться в информации, находить главное, отсеивать фейк. Объемы информации, которые поглощает человеческий мозг, за последние 20 лет увеличились в 5 раз, и эта цифра продолжает стремительно расти. Значит, в скором будущем умение удержаться на плаву и ориентироваться в потоке терабайтов будет одной из важнейших задач. Так что гибкость мышления – пункт № 1.
- Мыслить креативно. На самом деле, креативность – слабое звено для закостенелых умов с множеством навязанных системой шаблонов и стандартов, выдаваемых за аксиому. Но умение сделать что-то пусть не лучше других, но так как никто до этого не делал, становится все более востребованным. Так Google был одним из 30 поисковиков, но он первый убрал с портала рекламу и дополнительную информацию, оставив пользователям единственную опцию – интернет-серфинг.
- Уметь доверять себе. Два первых пункта совершенно бессмысленны, если владелец таких качеств никогда не решится сделать что-то взрывающее общественные стереотипы, что-то чего никто никогда не делал. Идеи умрут в зачатии, так и не родившись.
Если будущий предприниматель разовьет в себе качества из этих трех пунктов, то ему не составит труда найти именно свою нишу в сфере бизнеса. Разумеется, что для этого необходимо овладеть какими-либо специальными навыками. Пусть даже это художественный свист, но если в мире найдется еще 1000 таких свистунов, то вполне реально сделать на этом большой бизнес: онлайн-школы, мастер-классы, вебинары, конкурсы, номинации, а там, глядишь, и еще полмира подтянется – модно, популярно.
Как же отличить стоящие стртапы от пролетных? А никак! Важно научиться рационально мыслить. Если Вас осаждают гениальные бизнес-идеи, но Вы никак не можете определить чем же лучше заняться, займитесь тем что «лежит ближе» — есть знакомый профессионал в этой сфере, есть доступные инструменты или ресурсы. Мало представляете с чего все начать и как оформить? А Вы и не должны уметь и делать все! Нас учили со школьной скамьи делать все качественно. Но если все делать качественно, то не останется времени на то, чтобы в чем-то стать лучшим, чтобы что-то сделать, так как никто другой. Важно понимать, что в современной жизни с ее скоростью бега невозможно все успеть. Есть три критерия, по которым можно рассортировать всю окружающую нашу жизнь информацию:
- То, от чего можно отстать и в чем можно не разбираться без особых потерь (Шерлок Холмс не знал что земля круглая, но не умер от этого).
- То, за чем просто хотите успевать следить вполуха.
- То в чем хотите быть впереди всех.
Научитесь для себя четко разграничивать эти категории, найдите свой пункт c). Возьмите в компаньоны энергичного знакомого, заразите идеей, потом подберете еще пару необходимых специалистов. И вот эта компания уже точно будет знать с чего начать, как оформить и что делать дальше.
Если вдруг покажется, что все это – тяжелый и непосильный труд, то это мираж. На самом деле куда важнее вовремя стать в нужном месте, вовремя начать то, что нужно рынку сейчас. Вынашивание идеи годами никак не поможет родить ее в более полноценном виде, а приведет лишь к неврозу и к тому, что кто-то родит и вырастит ее без Вашего участия. Делайте лишь то, что нужно сейчас, то, что нужно было вчера, уже никому не интересно.
Еще один распространенный миф – прежде чем начать нужно накопить большое количество информации. Ерунда! Накопительство – утопия вчерашнего дня. Нет смысла копить информацию, которая завтра устареет, лучше нарабатывать практический опыт поиска, обработки, систематизации, анализа, выделения необходимого. А доступность любой информации растет в геометрической прогрессии. Так что не стоит забивать чердак хламом, который не позволит его даже открыть.
К примеру, во многих семьях годами создавались своеобразные «базы медицинских знаний»: хранились инструкции к различным лекарственным препаратам, на случай когда придется от чего-то лечиться, они складывались в алфавитном порядке, подшивались в скоросшиватели, передавались знакомым на прокат, у кого-то они даже сохранились до сегодняшнего дня. И? если нужно описание какого-то лекарства кто-то сейчас полезете в такую папку? Во много раз быстрее взять планшет и загуглить! Так что не стоит таскать в своей голове базы общедоступных знаний, куда проще найти информацию вновь, чем извлекать ее из пыльных анналов памяти. Лучше заведите больше оперативки в своем мозгу и используйте ее для генерирования оригинальных идей.
Как перспективную бизнес-идею не убить по оплошности
Главная задача в том, чтобы всякому умению найти нужное время и правильное место. Это как развитие ребенка. Нельзя требовать от годовалого осмысленного прочтения романа «Война и Мир» – ему еще рано, а шестнадцатилетний, радующийся погремушке и резиновой уточке явно опоздал с играми. Так и в бизнесе – «дорога ложка к обеду». Рассмотрим поэтапно:
- Первое – запустить финансовые движения. Сейчас не время заморачиваться высококвалифицированными специалистами, на начальной стадии, достаточно несколько горящих идеей фанатов, верящих и увлеченных людей. Если первый этап будет успешно пройден – пора приступать к следующему.
- Для раскручивания оборотных средств стоит отделить свою персону от бизнеса. Вы теперь независимый, а Он самостоятельный, для Вас – зарплата, для Него – все свободные средства в оборот. На этом этапе ум атакуют гениальные идеи, но сейчас нельзя распыляться на новые проекты. Наймите хорошего системного управленца, а освободившуюся энергию направьте на развитие практики. И убедитесь, что привыкшие к вам сотрудники продолжают стремиться к тому же результату что и Вы, а не приходят на рабочее место как в клуб для единомышленников.
- Если команда сформирована правильно, управленец на своем месте, то дальше работа компании может идти своим чередом, но катиться по накатанной не значит развиваться. А все что не развивается, рано или поздно умирает. Не останавливайтесь, помните Грефа и Сбербанк? Меняйте структуру оборотных средств, ищите новые деньги посредством освоения новых регионов, новых процессов, новых специалистов с неординарными идеями, если свои иссякают. Благо на этом этапе можно себе позволить любой каприз и риск. Посмотрите на Apple. Сначала главный их хлеб приносили ноутбуки, потом телефоны, сейчас главный доход приносит музыка! Ежегодно 25-35% денег должны быть новыми, это как естественное омоложение организма. Если клетки перестают обновляться, организм необратимо стареет и умирает. Отложите похороны своего бизнеса, омолаживайте, пробуйте, рискуйте.
Бизнес-бессмертия, пожалуй, не существует, все рано или поздно проходит, заменяется чем-то новым, но в Вашей власти сделать так, чтобы бизнес пережил Вас. А уж как распорядятся им потомки, будет их дело.