редакции Выбор
Голодный маркетинг: почему найти сотрудников все сложнее
Исследование рынка труда
По данным исследования 2023 года сервиса SuperJob 85% компаний испытывали кадровый голод. Недавно аналитический центр РАМУ/АКАР/АРИР опросил HR-специалистов и выяснил, что в компаниях чрезвычайно много вакантных мест в сфере маркетинга.
По группе работ Client Service вакансии открыты в 81% опрошенных компаний. Еще 67% нуждаются в сотрудниках, участвующих в организации мероприятий. У 52% есть позиции в креативных работах и управлении проектами.
Вакансии закрывают в среднем за 1-2 месяца (35%), но часто поиск подходящего кандидата растягивается до полугода (32%). При этом текучки кадров в маркетинге не наблюдается — сотрудники подолгу работают на своих местах, часто задерживаются на одном месте до 5 лет.
За хороших сотрудников сейчас приходится сражаться — увеличивать фонд оплаты труда, улучшать условия. Заказчиков построения отдела контент-маркетинга мне нередко приходится убеждать в том, что нужно повысить зарплатную вилку. Иначе найти опытного специалиста с нужными навыками почти невозможно. У меня бывало, что подходящего кандидата уже спустя сутки после хорошо выполненного тестового уводили в другую компанию. Нужно действовать быстро.
В чем проблема с наймом
Возьмем для примера контент-маркетолога. Это многофункциональный специалист: мыслит как маркетолог, пишет как редактор, оценивает результаты как аналитик.
Все больше компаний обращаются к контент-маркетингу, он становится понятным и необходимым для бизнеса инструментом роста продаж. Но в то же время на таком гиганте как HH.ru до сих пор в классификации профессий нет контент-маркетолога.
Приходится выбирать смежные специальности: PR-специалист, редактор, SMM-щик.
На вакансии редко откликаются контент-маркетологи с опытом работы. Обычно в эту сферу приходят из разных профессий, связанных с контентом: журналисты, редакторы, копирайтеры, SMM-щики. Есть и совсем необычные, например, я нанимала на работу бывшего преподавателя банковского дела в вузе. Главное для работодателя — проверить, обладает ли кандидат необходимыми навыками.
Скачать чек-лист для собеседования на должность контент-маркетолога.
Индустрия быстро меняется: технологии и новые тренды требуют от специалистов по маркетингу обновления навыков и знаний. Те, кто уже многое умеют, не согласны работать по низу рынка (и это справедливо). А новички не обладают нужными навыками. Что уж говорить про студентов, которых нужно с нуля учить азам работы с текстом — это возможно только в больших редакциях бренд-медиа. Собственник бизнеса или коммерческий директор точно не будут этим заниматься.
Как решить проблему с поиском сотрудника
Как новичку прийти в эту сферу, если опыта нет или он работал в смежных сферах? Вижу два варианта:
- Обучение на курсах
- Найм с наставничеством
С первым все понятно — большинство крупных онлайн-школ обучают контент-маркетингу. Если нужен специалист, можно обратиться к ним за контактами выпускников. Но, во-первых, такие специалисты ищут занятость на фрилансе. Во-вторых, настраивать его работу придется самостоятельно, а значит и разбираться во всех тонкостях и процессах.
Наставничество же помогает не просто адаптировать сотрудника в новой компании, но и создать комфортный и продуктивный процесс работы. Когда контент-маркетологу понятны зоны ответственности, он может самостоятельно проявлять инициативу в рабочих задачах, выполнять их эффективнее и помогать компании достигать бизнес-целей.
Контент-маркетолог Светлана, которую я помогла подобрать в агентство Be digital, отметила что на старте очень помогают материалы по стратегии — дают структуру и прививают систему. Сотрудник сразу привыкает вести контент-план, прописывать логику презентаций и писать интересные аудитории тексты.
Найти лучших на рынке сотрудников сложно, дорого, но реально даже при дефиците кадров. Но главное — их удержать. И в этом очень помогают программы обучения и наставничества.