Как организовать отдел контент-маркетинга: рекомендации и опыт одной компании
Меня зовут Светлана Ковалева я — эксперт по экспертному контенту. Вот такая незатейливая тавтология, зато точно передает мой род деятельности. За последние 2 года я поработала с тремя дюжинами digital-агентств и сервисов в области создания контента.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
С кем-то я в соавторстве писала статьи и кейсы, с кем-то проводила вебинары в должности евангелиста сервисов Callibri. Затем ушла из штата Callibri и сфокусировалась на обучении тому, как создавать экспертный контент. И я видела, как разные агентства пытаются делать одно и то же: построить систему создания и распространения экспертного контента.
У кого-то получалось, и контент-маркетинг превращался в мощный инструмент привлечения лидов, а кто-то сходил с дистанции на первом же этапе, когда оказывалось, что команда не готова участвовать в создании контента, а без нее отдел маркетинга высасывает истории из пальца. Другие сливались на следующем этапе: мое обучение зажигало сотрудников на старте, но потом оказывалось, что процесс создания контента — рутинный, муторный, нужны регламенты, инструкции и бизнес-процессы. В этой статье я опишу этапы построения отдела, и что может пойти не так. Вместе со мной поделится опытом мой клиент в области обучения экспертному контенту и создания контент-планов, руководитель агентства Artsofte Digital, Александр Торичко, который убежден, что у них получилось поставить контент-маркетинг на рельсы.
Шесть этапов построения процесса
В каждой компании процесс будет построен по-своему, но есть общие этапы и сложности:
Этап 1. Нанять правильного человека;
Этап 2. Сформулировать экспертность и специализацию агентства;
Этап 3. Мотивировать команду участвовать в процессе создания контента;
Этап 4. Построить бизнес-процессы производства;
Этап 5. Наладить дистрибуцию контента;
Этап 6. Контролировать и анализировать результат.
Этап 1. Нанять правильного человека
Можно ли заниматься контент-маркетингом без отдельного человека в штате? Я знаю агентства, которые эту работу поручают специалистам и платят за каждый кейс или статью. Знаю компании, которые работают с удаленными копирайтерами. Ни те, ни другие не занимаются экспертным контентом системно. Да, иногда выходят какие-то статьи, и это лучше, чем ничего. Но контент-маркетинг в агентстве не является значимым в привлечении клиентов.
Почему нужен отдельный сотрудник?
Нет человека — нет процесса. Специалисты отдела производства, как бы хорошо они не владели словом, загружены другими задачами. Предположим, сегодня вы написали одну хорошую статью, и ее даже взяли на охватную площадку. Через неделю должна выйти новая статья, а еще из этой же статьи можно сделать вебинар, который надо организовать. Еще надо оформить портфолио, профайлы спикерам агентства, пролезть на ключевую для отрасли конференцию, взять с клиентов отзывы. Чтобы контент-маркетинг приносил ощутимый результат, надо регулярно делать массу работы. Какой — об этом дальше.
Даже если специалисты находят время, чаще всего они, находясь внутри, не видят ничего ценного в своих результатах и не знают, о чем писать: «Мы просто настраиваем контекст, ничего интересного не происходит. Как произойдет — обязательно напишем кейс».
Если у вас внештатный копирайтер с биржи, он скорее всего пишет на разные темы и не является экспертом в digital. Такой копирайтер открывает «мясо», которое получил от заказчика и видит его так: «Мы пилили-пилили проект по (набор аббревиатур типа SMM, SEO, SERM) для заказчиков (набор непонятных должностей) и получили снижение/рост (снова какие-то аббревиатуры типа CPC, CPO, CPA, ROI)». В результате копирайтер не может сделать текст хорошим, потому что не знает, хорошо это или плохо (что-то снизили или повысили), не знает, как сделать текст интересным читателю — тоже, ведь боли читателя неведомы (как и сам читатель), и как в них попасть с помощью этой диковинной digital хрени — непонятно. Копирайтер может не найти в кейсе пустоты, в которые ткнет носом в комментариях внимательный специалист («Что-то у вас цифры не сходятся, как вы ROI считали?»).
Александр Торичко, руководитель агентства Artsofte Digital:
"В ноябре 2018 года я понял, что нам без экспертного контента никак не обойтись. Мы поставили цель вырасти в 2019 году по оборотам и прибыли в 3 раза. Artsofte Digital специализируется на двух рынках: застройщики и автодилеры, и нам надо было демонстрировать свои компетенции в отрасли. До этого клиенты приходили к нам по рекомендации или от партнеров. Но с учетом цели вырасти в 3 раза, этого канала оказалось недостаточно. Прямая реклама давала холодные обращения с низкой конверсией. Нужно было доказывать, что мы эксперты в нише, а проще всего доказать это с помощью упакованных кейсов. Мы пытались писать кейсы и экспертные статьи, но в 2018 году эти попытки провалились: я проанализировал результаты, и понял, что:
Единственный человек, который генерировал контент — я;
В наличии один описанный кейс за 2018 год, один вебинар, участие в двух конференциях и две статьи;
Было три провальные попытки начать вести соцсети;
Преподавание и мастер-классы не давали продаж.
И я понял: надо заниматься контентом больше, лучше, системно. И для этого нужен отдельный специалист. Так мы открыли вакансию пиарщика. И параллельно договорились о корпоративном обучении со Светой, с которой до этого писали вместе материалы в рамках партнерства с Callibri, плюс мы вместе преподавали интернет-маркетинг в Высшей экономической школе."
Что должен делать контент-маркетолог
Я называю человека, который возглавляет это направление, контент-маркетологом, Максим Ильяхов — редактором, Саша Торичко — пиарщиком. Можно называть, как вам нравится, сути это не меняет. Что должен делать такой человек:
1. Составлять стратегию и контент-план. Стратегия учитывает целевую аудиторию, путь клиента, как он будет двигаться по воронке и какая коммуникационная задача стоит на каждом этапе пути. Приведу пример такой стратегии: