Главное Свежее Вакансии   Проекты
Продвинуть свой проект
😼
Выбор
редакции
1 170 6 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Кто такой продакт-менеджер и как я им неожиданно стал

Стартуем новый блог на Spark. Буду честно рассказывать, как из журналиста превращаюсь в продуктолога, и делиться всем интересным, что узнаю на курсе ФРИИ “Продуктовый лидер”.

Всем привет, меня зовут Николай Гришин и я руковожу проектом Spark.

По образованию я журналист, работал редактором в РБК, “Секрете фирмы” и много где еще. Суть моей работы была простой: превращать чужие слова в истории, интересные людям; проводить факт-чекинг и упаковывать контент: иллюстрации, инфографика, соцсети...

b_5d11c9e4235e6.jpg

Когда я возглавил в ноябре прошлого года Spark, то столкнулся с проблемой. Теперь я отвечаю буквально за все: разработку, монетизацию, стратегию и продвижение.

Команда у нас небольшая: редактор Филипп, SMM-щик Паша и разработчик Андрей. Плюс два подрядчика на SEO и разработку. А проблем с продуктом много: как технических, так и стратегических. В общем, синдром самозванца включился в полную силу. Чтобы избавиться от рефлексии (ну и превратить Spark в мега-продукт), я решил поучиться на курсах ФРИИ.

Почему там?

  1. Мне кажется, эти ребята наиболее близки к практике и могут дать набор реальных инструментов.
  2. Мне понравился опыт преподавателей: это Head of "Яндекс.Трекер" и "Яндекс.Формы" Любовь Карпова и Дмитрий Школьников, CPO Airpush, международной мобильной рекламной платформы, в которую входит более 120 тыс. приложений.
  3. Во ФРИИ работают мои старые друзья)

День 1. Разбираемся с понятиями

Когда ты начинаешь какой-то новый проект с нуля или около того, то зачастую можешь придумать себе должность (и даже назначить зарплату). Поэтому в ноябре я подумал-подумал, да и обозвал себя product manager (в трудовой написали “руководитель проекта”). Ну а как иначе? Главный редактор? Не совсем, ведь тут и разработка на мне, и монетизация. Гендиректор? Слишком пафосно и налагает ряд ненужных мне обязанностей. Проджект менеджер? Не совсем, ведь мне предстояло отвечать именно за продукт “под ключ”, а не отдельный проект.

С помощью Любви Карповой я выяснил, что ход моих мыслей в целом был верным. Конечно, в больших и продвинутых ИТ-компаниях все устроено по-другому. Любовь рассказала, как именно:

b_5d10ba00ec659.jpg

В целом все логично: продакт – это именно про стратегию и продукт в целом, а проджект про реализацию конкретных проектов, например, новых каких-то новых фич или исследований рынка. Необязательно продакт выполняет роль руководителя проджектов, но в целом ответственности больше. В моем случае обе роли приходится совмещать, а в корпорациях появляются еще и новые игроки.

Все усложняется

b_5d10bafcd1b32.jpg

Если честно, изначально роль Product Owner я представлял как такого раздувшегося продакта, ну то есть набрался компетенций и стал owner, этакая “мать всех драконов” в создании продуктов.

Но нет. Насколько я понял Любовь, к иерархии эта позиция отношения не имеет. Product Owner – это, условно, адвокат пользователей, который помогает проджектам и продактам создавать продукты, которые хоть кому-то нужны) Грань тонкая, но я понял ее именно так.

Со скрам-мастером все проще – это человек, который представляет интересы команды. Пока проджекты, продакты и онеры строят планы покорения мира, скрам мастер следит за тем, чтобы разработчики не умерли от переутомления и смогли выполнить все их планы. Он адвокат команды.

Карьера продакта

Вот так может выглядеть карьера продакта в большой корпорации:

b_5d10bca5709ca.jpg

Критерии перехода с одной ступени на другую достаточно очевидны: выполненные проекты, соблюдение планов и KPI, фидбек от команды, ну и готовность брать на себя ответственность. Карьера может быть достаточно стремительной и, если человек задерживается на нижних ступенях более года, то, значит, что-то идет не так. Про доходы и их динамику спросить я постеснялся, опять же, понятно, что многое зависит от компании и масштабов проектов.

Любопытный момент, что зрелый специалист в определенный момент должен сделать выбор – он развивается как эксперт или как руководитель. Причем, как уверила Любовь, в “Яндексе” даже если у человека нет навыков (и желания) руководить людьми он вполне может строить карьеру (с соответствующим ростом доходов) как крутой специалист: брать на себя самые сложные проекты, обучать новичков и т.п. В журналистике, например, по моим наблюдениям такие горизонтальные карьеры практически не работают.

Еще интересный момент: в продактах очень ценят умение вовремя остановиться. Если продукт не взлетает, а человек видит и может доказать, что перспектив нет, то лучше остановить работу и переключится на что-то еще. Я так не умею, если честно, а надо бы научиться.

На втором занятии мы изучали инструменты стратегического планирования: (Lean Canvas, SWOT, Бостонская матрица и др). Известные вроде бы темы. Как считаете, стоит подробнее о них написать?

+3
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Популярные за неделю
Показать следующие
Комментарии
Первые Новые Популярные
Alex Zverev
Подписываюсь)
Ответить
Владимир Посмыгаев
Николай, успехов Вам на новом поприще !)) Было бы интересно почитать про стратегическое планирование от ФРИИ.
Ответить
Студия брендинга Левгард
Мы делаем та, что привлекает, запоминается,продаёт! Разработка дизайна и брендов
Лев Левгард
Николай, успехов Вам в новом начинании !
Определённо стоит развивать тему
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать
Комментарии