Главное Свежее Вакансии   Проекты
Продвинуть свой проект
😼
Выбор
редакции
1 564 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

4 способа оценить перспективы любого проекта

Продолжаю свой блог о трансформации журналиста в менеджера по продукту. На сей раз расскажу про методики стратегического планирования: SWOT, Бостонскую матрицу, Lean Canvas и авторскую методику 3 простых вопросов)

Методики во ФРИИ мы изучили и обсудили еще полторы недели назад, но в эти выходные попробовали их внедрять на практике, так что я немного отстал от собственного контент-плана (да, он у меня есть).

Как-то так вышло, что в прошлом году мне пришлось несколько раз писать концепции и разрабатывать планы для разных проектов. Я решил уйти из РБК и попробовать свои силы без сильного бренда работодателя и стабильного трафика. Если честно, концепции и стратегии создавал на коленке, хотя для этого есть проверенные рабочие инструменты.

Разобраться с ними помог Дмитрий Школьников, CPO Airpush.

SWOT

b_5d1b50425649d.jpg

Strength – это сильные стороны, Weaknesses – слабые стороны, Opportunities – возможности, Threats – угрозы. Базовый инструмент, которым, мне кажется, пользуются даже домохозяйки. Например, моя супруга примерно так выбирала школу для старшего ребенка.

Понятно, что в случае с реальным бизнес-кейсом все несколько сложнее. Вот, например, реальный SWOT-анализ проекта «Яндекс.Такси».

b_5d1b5060030f7.jpg

Плюсы инструмента очевидны: он относительно простой, все на виду, помогает сформулировать суть и сориентироваться. Это диспозиция предстоящего сражения, но ни в коем случае не план боя. Еще один недостаток – SWOT предполагает полную честность с самим собой, а достичь ее бывает нелегко.

Бостонская матрица

b_5d1b507e7aaad.jpg

Идея в том, чтобы сопоставить динамику рынка и долю проекта на нем. Если доля маленькая, а рынок не растет, то проект – это «дохлая собака», которую Дмитрий предлагает застрелить без лишних раздумий. Если рынок растет и доля существенная, то перед вами звезда.

Методика подходит для оценки перспектив уже действующих проектов, особенно хороша для больших холдингов, чтобы отделить «собак» от «дойных коров» и «звезд». Если рынок толком не изучен, а рыночную долю невозможно оценить, то Бостонская матрица практически бесполезна, на мой взгляд.

Lean Canvas

b_5d1b50d6a51f8.jpg

Вот здесь можно скачать на русском и в хорошем качестве.

Реально клевая штука, если вы планируете что-то создать и нужно систематизировать знания на одном листе бумаги.

Поясню некоторые термины, значение которых неочевидны.

  • Existing alternatives – сюда Дмитрий предлагает вносить не просто очевидных конкурентов, но реально все альтернативы. То есть, например, конкурент «Яндекс.Такси» не только Gett, но и метро, велосипеды и пр. Чем больше альтернатив, тем лучше.
  • Unfair advantage – здесь могут быть любые преимущества, которые сложно повторить конкурентам. Не только родственники в администрации, но и, например, уникальный разработчик, который точно не уйдет к конкурентам.
  • Early adopters – сюда Дмитрий предлагает вписать идеального клиента, на котором можно обкатать идею.

Вот как выглядит Lean Canvas реального стартапа, который позволяет изучать эффективность рекламы в соцсетях:

b_5d1b518e390f9.jpg

Lean Canvas мне очень понравился. Во-1, информации реально много, это не просто некая «стратегия на салфетке», а практически все, что нужно знать о проекте, чтобы оценить его перспективы. Если бы PR-щики присылали в редакции Lean Canvas, а не «напишите о нашем мальчике», то жизнь деловых журналистов заиграла бы новыми красками.

Во-2, методика заставляет задуматься о том, что действительно важно, на что будут смотреть инвесторы и умные сотрудники.

Три вопроса

Напоследок Дмитрий поделился очень простой методикой целеполагания, которая помогла ему в собственном бизнесе. Надо задать всего три вопроса:

  • Сформулируйте свою цель?
  • Спросите, почему я не могу достичь этой цели прямо сейчас? Что меня блокирует?
  • Посмотрите на список блокеров и сформулируйте, как их можно преодолеть?

В итоге получится план действий. Потом полезно пройтись в обратном порядке: выполнив все эти действия, я точно достигну своих целей? Если нет, можно поискать еще проблемы и пути их решения. Метод очень простой, но помогает сосредоточиться на главном. По словам Дмитрия, он помог Airpush пересмотреть стратегию и найти новые источники доходов.

В выходные мы все эти методики обкатывали на реальных кейсах, а еще я попытался засунуть Spark в Lean Canvas. В следующий раз переходим от теории к практике, так что подписывайтесь.

+3
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Артемий
По поводу Lean Canvas в русскоязычной версии проставлены цифры. Предположу, что это порядок заполнения. Но почему начинать надо с аудитории, а не проблемы? И в целом, ход действий там не до конца понятен, поясните по возможности.
Ответить
Редакция Spark.ru
Материалы от команды Спарка
Николай Гришин
Если честно, во ФРИИ последовательность заполнения мы не обсуждали (русскоязычную версию таблицы я взял в другом месте). Мне кажется, заполнять можно в том порядке, какой вам удобен. Мне удобно начинать с проблемы-решения, например.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.