Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
9 791 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

4 способа оценить перспективы любого проекта

Продолжаю свой блог о трансформации журналиста в менеджера по продукту. На сей раз расскажу про методики стратегического планирования: SWOT, Бостонскую матрицу, Lean Canvas и авторскую методику 3 простых вопросов)

Методики во ФРИИ мы изучили и обсудили еще полторы недели назад, но в эти выходные попробовали их внедрять на практике, так что я немного отстал от собственного контент-плана (да, он у меня есть).

Как-то так вышло, что в прошлом году мне пришлось несколько раз писать концепции и разрабатывать планы для разных проектов. Я решил уйти из РБК и попробовать свои силы без сильного бренда работодателя и стабильного трафика. Если честно, концепции и стратегии создавал на коленке, хотя для этого есть проверенные рабочие инструменты.

Разобраться с ними помог Дмитрий Школьников, CPO Airpush.

SWOT

b_5d1b50425649d.jpg

Strength – это сильные стороны, Weaknesses – слабые стороны, Opportunities – возможности, Threats – угрозы. Базовый инструмент, которым, мне кажется, пользуются даже домохозяйки. Например, моя супруга примерно так выбирала школу для старшего ребенка.

Понятно, что в случае с реальным бизнес-кейсом все несколько сложнее. Вот, например, реальный SWOT-анализ проекта «Яндекс.Такси».

b_5d1b5060030f7.jpg

Плюсы инструмента очевидны: он относительно простой, все на виду, помогает сформулировать суть и сориентироваться. Это диспозиция предстоящего сражения, но ни в коем случае не план боя. Еще один недостаток – SWOT предполагает полную честность с самим собой, а достичь ее бывает нелегко.

Бостонская матрица

b_5d1b507e7aaad.jpg

Идея в том, чтобы сопоставить динамику рынка и долю проекта на нем. Если доля маленькая, а рынок не растет, то проект – это «дохлая собака», которую Дмитрий предлагает застрелить без лишних раздумий. Если рынок растет и доля существенная, то перед вами звезда.

Методика подходит для оценки перспектив уже действующих проектов, особенно хороша для больших холдингов, чтобы отделить «собак» от «дойных коров» и «звезд». Если рынок толком не изучен, а рыночную долю невозможно оценить, то Бостонская матрица практически бесполезна, на мой взгляд.

Lean Canvas

b_5d1b50d6a51f8.jpg

Вот здесь можно скачать на русском и в хорошем качестве.

Реально клевая штука, если вы планируете что-то создать и нужно систематизировать знания на одном листе бумаги.

Поясню некоторые термины, значение которых неочевидны.

  • Existing alternatives – сюда Дмитрий предлагает вносить не просто очевидных конкурентов, но реально все альтернативы. То есть, например, конкурент «Яндекс.Такси» не только Gett, но и метро, велосипеды и пр. Чем больше альтернатив, тем лучше.
  • Unfair advantage – здесь могут быть любые преимущества, которые сложно повторить конкурентам. Не только родственники в администрации, но и, например, уникальный разработчик, который точно не уйдет к конкурентам.
  • Early adopters – сюда Дмитрий предлагает вписать идеального клиента, на котором можно обкатать идею.

Вот как выглядит Lean Canvas реального стартапа, который позволяет изучать эффективность рекламы в соцсетях:

b_5d1b518e390f9.jpg

Lean Canvas мне очень понравился. Во-1, информации реально много, это не просто некая «стратегия на салфетке», а практически все, что нужно знать о проекте, чтобы оценить его перспективы. Если бы PR-щики присылали в редакции Lean Canvas, а не «напишите о нашем мальчике», то жизнь деловых журналистов заиграла бы новыми красками.

Во-2, методика заставляет задуматься о том, что действительно важно, на что будут смотреть инвесторы и умные сотрудники.

Три вопроса

Напоследок Дмитрий поделился очень простой методикой целеполагания, которая помогла ему в собственном бизнесе. Надо задать всего три вопроса:

  • Сформулируйте свою цель?
  • Спросите, почему я не могу достичь этой цели прямо сейчас? Что меня блокирует?
  • Посмотрите на список блокеров и сформулируйте, как их можно преодолеть?

В итоге получится план действий. Потом полезно пройтись в обратном порядке: выполнив все эти действия, я точно достигну своих целей? Если нет, можно поискать еще проблемы и пути их решения. Метод очень простой, но помогает сосредоточиться на главном. По словам Дмитрия, он помог Airpush пересмотреть стратегию и найти новые источники доходов.

В выходные мы все эти методики обкатывали на реальных кейсах, а еще я попытался засунуть Spark в Lean Canvas. В следующий раз переходим от теории к практике, так что подписывайтесь.

+3
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Артемий 77352
По поводу Lean Canvas в русскоязычной версии проставлены цифры. Предположу, что это порядок заполнения. Но почему начинать надо с аудитории, а не проблемы? И в целом, ход действий там не до конца понятен, поясните по возможности.
Ответить
MTT Forum
Главное бизнес-событие осени
Николай Гришин
Если честно, во ФРИИ последовательность заполнения мы не обсуждали (русскоязычную версию таблицы я взял в другом месте). Мне кажется, заполнять можно в том порядке, какой вам удобен. Мне удобно начинать с проблемы-решения, например.
Ответить
Выбрать файл
Не пропустите публикацию!
Филолог-продуктолог
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.