Сейчас людям часто удобнее заказывать товары на маркетплейсах. У МП есть пункты выдачи, скидки, возможность вернуть товар. Это удобнее, чем заказывать в разных интернет-магазинах, ждать курьеров и платить за доставку.
Возникает вопрос, а нужен ли вообще традиционный e-com сайт или приложение?
Изменение модели поведения пользователей повлияло на средние и большие еком проекты. Аудитория заметно перетекает на маркетплейсы.
Вот слайд из маркетингового исследования Data Insight на эту тему:
Оптимальная стратегия для интернет-магазинов, чтобы конкурировать с маркетплейсами Свой e-com проект надо трансформировать в тематический маркетплейс (например, вместо интернет-магазина цветов — маркетплейс подарков) и использовать крупные маркетплейсы как дополнительный источник трафика.
Типичные проблемы конкуренции e-commerce проекта с маркетплейсами Отток пользователей с сайта в пользу маркетплейсов, т.к. там удобнее доставка Невысокий средний чек относительно сайта Отсутствие контроля цен и маржинальности Важно создать условия для клиентов, чтобы им было выгодно покупать товар напрямую с вашего сайта или приложения. В первую очередь, это можно сделать за счет контроля цен и скорости доставки.
Что можно сделать для увеличения выручки с маркетплейсов Следить за наличием топа продаж по категории на МП Добавлять в акцию по одному товару из объединений карточки (акционная карточка будет добавлять трафика присоединенным карточкам без потери маржинальности) Использовать сервис статистики (например, mpstat), чтобы контролировать позиции и эффективность проверки гипотез Оптимизировать карточки товаров: тестирование первого изображения, инфографики, текстов Контролировать скорость доставки и цены по сравнению с конкурентами Оптимизировать остатки на складах в зависимости от продаж по регионам Использовать внутреннюю рекламу для роста продаж и набора CTR для органической выдачи Платные каналы стоит использовать в случаях, когда органическая оптимизация уже не приводит к значительному роста трафика. К тому же маркетплейсы (особенно Wildberries) стараются отдавать платной выдаче приоритет вместо органической. Кроме того, платный трафик улучшает CTR карточек товаров.
Можно использовать и внешний платный трафик: рекламу у блогеров, таргетированную и контекстную рекламу. Ozon учитывает в статистике заказов utm разметку и промокоды, что позволяет полноценно анализировать каналы трафика.
Кейс крупного e-commerce проекта: спасаем выручку от маркетплейсов Проблема: Интернет-магазин столкнулся с тем, что покупатели уходят покупать их же товар на маркетплейсах.
Что мы сделали
Провели анализ карточек товаров на Wildberries и Ozon. Проанализировали конкурентов Сравнили цены на разных площадках Выработали стратегии для Wildberries и Ozon, с целью — сохранить баланс выручки, не допустить потерь из-за маркетплейсов.
Стратегия для Wildberries Выявили одну из причина падения в прошлом месяце: изменились алгоритмы Wildberries, органические позиции заняла реклама.
Приняли следующие стратегические решения:
Контролировать KPI, тестировать гипотезы на неделю. Добиться системного роста по заказам, в тематиках где больше трафика, но ниже конкуренция. Контролировать конверсию добавления в корзину и в заказ, отслеживать количества трафика и тестировать кликабельность первого изображения Повысить органический трафик (изменить первую карточку, набрать отзывы) и платный трафик (запустить тоже под локальные KPI с достаточной выборкой) Мониторить выдачу по жирным запросам, чтобы проверять наличие топ макетов по продажам на сайте (нужно 5-6 макетов). Если макеты есть, то нужно поднять по ним позиции. Добавлять в акцию не целую категорию, а по одному товару из объединений карточки. Так акционная карточка будет добавлять трафика присоединенным карточкам без потери маржинальности. Стратегия для Ozon Развивать рекламу с ДРР 11% В течение месяца собрать весь доступный трафик с низким ДРР и с органических каналов Также как на Wildberries, подтягивать позиции и трафик по карточкам и в категориях с оптимальным соотношением: объем трафика / конкуренция Общая стратегия управления товарами на маркетплейсе Ценообразование должно строиться от юнит экономики и цены на сайте (в МП цена и маржинальность должны быть чуть хуже, чем на сайте) Регулярно контролировать маржинальную прибыль (рекламный бюджет должен ее увеличивать) Проверить гео продаж на основном сайте и сверить с наполняемостью складов МП, чтобы до регионов не было долгой доставки Внедрение наших рекомендаций помогло поднять выручку, клиент доволен:
Более подробную информацию по кейсу: цифры, детали, можете запросить у нас на сайте через любой канал связи.