Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Вопросы Проекты Вакансии
Социальная сеть для рыболовов
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
Лучшие проекты за неделю
32
Битрикс24

Битрикс24

www.bitrix24.ru

23
Отследить-посылку

Отследить-посылку

отследить-посылку.рф

13
WebResidentTeam

WebResidentTeam

webresident.agency

13
Логомашина

Логомашина

logomachine.ru

12
Devicerra

Devicerra

devicerra.com

12
Perezvoni.com

Perezvoni.com

perezvoni.com

11
Expresso

Expresso

www.expresso.today

11
Reader

Reader

Интернет-журнал о современных технологиях.

9
ADN Digital Studio

ADN Digital Studio

adn.agency

9
Aword

Aword

Приложение для изучения английских слов

Показать следующие
Рейтинг проектов
Подписывайтесь на Спарк в Facebook

Упорство и труд — история про рыбалку... в интернете

122 4 В избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Сегодня мы попытаемся кратко рассказать о шагах развития тематического контентного проекта, который начинался для многих из нас как хобби. Микрохронология набитых шишек.

В прошлой статье в нашем блоге мы пытались рассказать о нашем проекте в ключе проецирования на (возможно) интересную многим стартаперам тему — e-commerce. Сейчас мы хотим подвести небольшие итоги и поделиться нашим опытом, возможно он будет интересен тем, кто начинает смотреть в сторону контентных проектов.

Как все начиналось

Некоторое количество человек из нашей команды увлекается рыбалкой. Все в данный момент трудятся на ниве разработки интернет-проектов, стало быть умеют (ну или по крайней мере так считают, хотя могут и ошибаться :)) делать сайты. Ну а раз уж группа людей объединяется по профессиональным и внерабочим интересам, так почему не совместить приятное с полезным, создав проект, которым интересно заниматься самим и может быть он еще будет полезным для других. И, как следует из заголовка, проект этот про рыбалку.

Нас уже ругали за публикацию цифр, которые выглядят неправдоподобно, но не указать сейчас потенциальную аудиторию было бы неправильно. Ведь любой стартап на начальном этапе должен подвергаться всесторонней критике, вот и мы хотели найти подтверждение того, что выбранная тема интересна не только нам и той аудитории, которую мы видели на рыболовных форумах. В результате поисков мы обнаружили, что только в России по данным РБК.Исследования рынков и по данным РОССТАТа размер потенциальной аудитории составляет от 15 до 70 млн. человек. Да, разброс велик, но если учесть, что для русскоязычного интернета Россия — еще не вся аудитория, то даже минимальные оценки вполне оптимистичны.

Вдохновленные этой информацией мы в 2010 году «прошерстили» рунет на предмет рыболовных ресурсов и убедились в очередной раз, что вся ниша занята устаревшими неудобными форумами, в которых найти что-либо и отсеять от флуда, мусора, выяснений отношений и т. д. крайне проблематично. Ну а раз так, надо делать ресурс в тренде «социалок», юзабилити и прочных странных слов, которые, как мы поняли потом, мало кому были нужны :)

В середине 2011 года мы отодвинули в сторону свои привычные дела, которыми занимались в свободное от работы время (а некоторые в нашей команде и рабочее время уделили этому проекту) и, заложив определенные базовые принципы в новый проект, начали ваять...

Первоначально мы хотели:

  • сделать удобную платформу, совмещающую в себе блоги и специфические сервисы, которые были бы интересны именно рыболовам;
  • сделать сообщество самоуправляемым, т. е. исключить влияние модераторов на происходящее (за исключения явного нарушения правил общения);
  • дать возможность обсуждать любые материалы и сделать выкладывание этих самых материалов максимально простым и удобным;
  • никакой обязательной части — все материалы в свободной форме, никаких шаблонов подачи информации, нельзя пользователя обязывать обозначать места рыбалки, заставлять ставить точки на карте (дать возможность — да, но не заставлять);
  • обязательная редактура и модерация ВСЕХ материалов, именно редактура (не цензурирование, а редактура), чтобы перевести весь тот зоопарк фраз и междометий в человеческий литературный, который приятно читать.

Трезво оценив свои силы и возможности, понимая, что создание и развитие проекта будет целиком и полностью лежать на нас самих и инвестиций не будет, мы приступили к работе.

За полгода мы построили прототип, обкатали его на наших знакомых рыбаках и в начале 2012 года выпустили в свет проект Фиш-Хук (https://www.fish-hook.ru).

Первый год жизни (2012)

Первое, с чем сталкивается стартап (а мы почему-то себя считали стартапом) — привлечение аудитории.

b_55b23ae26dbff.jpg

Начали мы с основ. Нашли редакторов-рыбаков, которые на окладе обеспечивали первоначальное наполнение сайта. Подчеркну, это не контентщики, которые работают в студиях или у продвиженцев, тексты писались живые, интересные. Это были настоящие отчеты о рыбалке, обзоры снастей, приманок и т. д.

Этот этап был болезненным и длительным, мы понимали, что раскрутка рекламой или продвижение мало что дадут, аудитория инертная, те, кто сидели на профильных форумах, не искали новых пристанищ. Да и не было смысла в рекламе полупустого ресурса.

Пока производилось первичное наполнение, мы активно развивали интерфейсы, правили баги, общались с новыми первыми пользователями, которые приходили в большей степени благодаря сарафанному радио.

В общем не спешили и не торопили события.

К концу 2012 года мы уже обзавелись постоянными пользователями ресурса. Во многом благодаря индивидуальному отношению. Первых несколько сотен зарегистрировавшихся мы буквально носили на руках. Обратная связь пухла от пожеланий, которые максимально быстро воплощались в жизнь. Пользователям льстило такое отношение к себе и, разумеется, они рекомендовали ресурс друзьям. (Если что, мы до сих пор так относимся к нашей аудитории :))

Параллельно мы начали вялые попытки рекламы (контекст, реклама в социалках), но быстро остановились, т. к. эффективность была крайне низкой.

Благодаря активным попыткам общения с производителями товаров и снаряжения для рыбаков, мы обеспечили редактора материалами для обзоров (товары для тестирования на воде) и хоть немного начали отбивать затраты на хостинг на минимальных объемах рекламы. Но в целом, разумеется, не о какой самоокупаемости проекта речи не шло, да и не думал никто об этом. Хобби, не более того.

2013 год. Взросление.

b_55b23b47da73b.jpg

Чуть больше усилий в оффлайне позволили провести в конце 2012 года небольшое мероприятие на Украине. Количество участников минимально, но очередной толчок к регистрациям новых пользователей мы получили.

Активные попытки общения с пользовательской аудиторией показали, что:

  • Пользователи привыкли к форумам и требуют именно их, плевать они хотели на удобные блоги и комментирования;
  • Интерфейсы удобны. Да. Слишком удобны. Читать приятно, но ведь это не форум. Мы прочитаем и уйдем на форумы обсуждать!

Так появился форум на Фиш-Хуке. Мы долго приучали пользователей к тому, что форум лишь довесок, нужный только для адаптации новичков, которые регистрируются только видя заветный пункт в меню... Кажется, что сейчас нам это удалось, все основное общение переместилось в комментарии, но это происходило очень долго... Вот такие они, особенности широковзрастной аудитории проекта...

Весь 13 год мы боролись с переучиванием пользователей. Основная наша ошибка при начале проекта — мы считали, что новое и удобное затмит устаревшее. Даже не учитывая инертности аудитории (а мы активно пользовались всеми доступными видами инвайтинга кроме откровенного спама), те, кто приходил на Фиш-Хук и оставался на нем (а так бывало в большинстве случаев) долго приучались к тому, что не нужно выливать фотографии на фотохостинги перед написанием отчета с рыбалки, не надо пользоваться bb-кодами, да и вообще не надо напрягаться.

А тем временем процесс шел. Пользователей становилось больше, дружелюбность аудитории радовала модераторов и администраторов, пользователям нравилась хоть какая-то литературность (модераторы у нас не занимаются ни чем, кроме постоянного контроля публикуемых текстов, а именно изъятия большей части грамматических ошибок из текстов/комментариев пользователей), реализованные сервисы (например, «снаряжение рыболова», «вопрос сообществу») пользовались нарастающей популярностью.

В очередной раз изменили логотип (наконец пришли к финальной версии), снова изменили дизайн сайта в угоду появляющимся сервисам.

Начали разрабатывать аналог Яндекс.Маркета в рыболовной тематике. Разумеется, в куда меньших масштабах по возможностям, но достаточных для того, чтобы пользователям было удобно искать, оценивать и комментировать популярные товары для рыбалки.

К концу 13 года в нашей аудитории появились ярые сторонники принципов, заложенных в ресурс, люди стали просить символику, с удовольствием носили кепки, которые мы начали рассылать, стали ездить на региональные соревнования под флагом Фиш-Хука.

Проект все еще минимально монетизировался, мы лишь отбивали хостинговые затраты.

2014 год, только вперед!

Мы продолжаем работу над товарным агрегатором, подключаем первые магазины, тестируем удобство поиска и подбора товаров. Напомню, это не попытка коммерциализировать сайт, первоначальная задача — позволить пользователям комментировать товары, формировать их рейтинги. К примеру, мы до сих пор не берем денег с подключенных интернет-магазинов.

b_55b23bbb568dc.jpg

Тем временем под нашим флагом первая победа:

b_55b2382070a4a.jpg

К середине 14 года в условиях нарастающего кризиса мы перешли в режим кропотливой внутренней работы. У нас накопились списки тематических сервисов и нововведений, о которых просят пользователи, и мы с удовольствием разрабатываем и внедряем их.

Коммуникации с потенциальными спонсорами и рекламодателями на минимуме, пытаемся учавствовать в профильных выставках, работаем над удовлетворением существующей аудитории. В таком режиме мы перетекли в 2015 год.

Сейчас

Середина 2015 года. Средний процент отказов по данным Яндекс.Метрики — около 14%. Большая часть новых пользователей формируется органическим поисковым трафиком.

b_55b23ca162a25.jpg

Масштабные постоянные переделки ресурса, включая полную переиндексацию в результате переезда на https привели сначала к проседанию статистики, затем лишь к легкому выравниванию.

В данный момент мы начинаем все больше внимания уделять рекламе сайта. Текущий состав контента сайта позволяет все успешнее тратить деньги на различные рекламные акции, т. к. основной задачей стало не удержать пользователя на сайте, а привести его туда — про нас еще мало кто знает. Но те, кто приходят, как правило возвращаются снова и снова.

Сейчас мы можем говорить о том, что выбранная модель построения портала ни разу не располагает к созданию быстрорастущего окупаемого проекта (как собственно мы и не планировали зарабатывать на этом деньги), но по качеству аудитории (как мы считаем) Фиш-Хук на голову впереди аналогов в рыболовной тематике.

Можно ли было что-то делать по другому? Наверное нет. Успех или провал проекта во многом определяется тематикой, аудиторией и конкуренцией. Мы принципиально хотели делать сайт именно в этой нише, понимая, что, например, стартап социальной сети для модниц выстрелил бы наверное куда быстрее, начни мы его в 2011 году, но мы легких путей не ищем :)

Мы смотрим вперед с оптимизмом и считаем, что нарастающий эффект только впереди.

Это не стартап. Это Хобби. Это не история успеха, это небольшой рассказ о небольшой команде, которая рада тому, что на одном сайте собралось столько хороших людей.

И продолжение еще будет...

P.S. Да, это всего лишь краткая хронология наших действий. Если кому-нибудь интересно что именно и как именно мы делали на разных этапах — спрашивайте, постараемся рассказать :). Нюансов много, например, глубина просмотра на показанных графиках не отражает действительности.

+1
Первые Новые Популярные
Dante Teodori
Было бы интересно подробнее узнать об использовании сарафанного радио. Спасибо!
Ответить
Фиш-Хук
Социальная сеть для рыболовов
MNWB
Ну тут никакого ноу-хау нет. Аудитория сама по себе очень общительная, рыбаки любят компанейски посидеть у костра с ухой. И круг общения у каждого в оффлайне немаленький. Поэтому мы персонально общались с наиболее активными, а те уже «несли слово» в народ :).

Вот на поиск наиболее активных и общение с ними - да, уходит много труда и времени. Для этого анализировали аудиторию существующих форумов, находили людей, общались как онлайн, так и в оффлайне.

Но даже после общения эффект сарафанного радио начинался не сразу. Нужно было заинтересовать пользователя, показать, что ему у нас удобно, интересно. Мы старались и стараемся выдерживать принципы, которые заложили на стадии создания и в правила ресурса - негативное отношение к любому виду недружественного общения, резко запретили все виды фотографий, демонстрирующих жестокое обращение с рыбой (например, хват за глаза), объясняли, что не нужно публиковать горы мертвых рыбных тушек в ванной (а такое бывает нередко), не нужно использовать пачку сигарет для отображения масштаба пойманной рыбы и т.д. И когда ресурс стал обрастать качественным контентом, пользователи все активнее советовали его своим друзьям...
Ответить
Айзек
Курсы робототехники и информационных технологий
Анищенко Александр
Отличная история о хобби. Таких мало сейчас, все хотят основать "убийцу какого-либо сервиса", и чтобы в конце обязательно были преферанс и дамы легкого поведения. А вот так, чтобы от души.. Эх, редкость!
Ответить
LanguageBoost
Онлайн сервис для изучающих иностранный язык
Tihiro
Александр, вы в плену шаблонов :))
Это история о хобби, и она хороша как история о хобби.
Другие истории - истории о сервисах-убийцах, и они не хуже и не лучше.
Большинство историй, рассказанных здесь на спарке (ну не все, не все, разумеется) сделаны от души, и при чем совершенно неважно, хобби это или очередной сервис-убийца.
Ответить
Выбрать файл
Читайте далее
Загружаем…
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать