Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
580 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как измерить лояльность клиента

Лояльность клиентов — это фактор устойчивости любого бизнеса. Она превращает обычных клиентов в постоянных и помогает увеличивать их количество. Поэтому важно понимать, что это такое и как этим управлять.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Для чего нужна лояльность клиента?

Поддержание уровня продаж и доли рынка:

  1. он чаще будет рекомендовать товары и услуги своим друзьям и знакомым
  2. не станет целенаправленно искать другой бренд, а маркетинговые предложения конкурентов будут менее интересны
  3. с пониманием отнесётся к незначительным накладкам, которые могут возникнуть

Развитие продаж:

  1. повышается эффективность маркетинговых программ: увеличивается конверсия и уменьшаются затраты на продвижение товаров или услуг лояльным клиентам
  2. будет увеличиваться возвращаемость клиентов
  3. клиент охотнее поделится своими впечатлениями: не только, что нужно исправить, но и что можно улучшить
  4. он готов заплатить чуть больше при том же уровне обслуживания и качества товаров или услуг


Поэтому измерение уровня лояльности клиентов является важным условием создания маркетинговых программ, и надо четко понимать, что это такое. Термин лояльности тесно связан с понятием удержания клиентов, но между ними есть принципиальная разница.

Удержание (retention) — это большой маркетинговый процесс, который стимулирует клиентов возвращаться и совершать новые покупки.

Лояльность — это эмоции и чувства клиента, фактор выбора клиента, часто бессознательный. Когда есть яркие эмоции, наш разум способен закрыть глаза на небольшие осознаваемые недочёты.

Есть 2 самых распространенных способа оценки лояльности клиентов

  1. Net Promoter Score — NPS — индекс лояльности (общий)
  2. CSI (Customer Satisfaction Index) — индекс удовлетворённости

Индексы лояльности потребителей NPS и CSI подходят и для b2c, и для b2b сегментов бизнеса.

NPS — индекс лояльности потребителей

NPS (Net Promoter Score) — показатель приверженности к продукту или бренду, он показывает насколько клиенты готовы рекомендовать их своим близким и знакомым. Это один из наиболее часто используемых индексов оценки лояльности клиентов.

Расчёт коэффициента лояльности очень простой:

  1. Задайте клиентам вопрос, рекомендуют ли они компанию своим близким или знакомым. Шкала оценки — 11-балльная (от 0 до 10) или 10-балльная ( от 1 до 10).
  2. Разделите все ответы клиентов на три группы по количеству полученных баллов: 0-6 — критики, 7-8 — нейтрально настроенные, 9-10 баллов — промоутеры;
  3. Вычислите процент критиков и промоутеров;
  4. Из процента промоутеров вычтите процент критиков. Полученное значение и есть nps (Promoter Score) — индекс лояльности потребителей.


Интерпретация коэффициента лояльности NPS еще проще:

  1. чем индекс потребительской лояльности NPS больше, тем продажи развиваются быстрее;
  2. отрицательное и нулевое значение говорит о том, что есть серьёзные проблемы, которые нужно срочно решать

Расчёт классического NPS на этом заканчивается. Но увеличить эффективность измерения коэффициента лояльности можно с помощью расширенных вариантов индекса.

Дополнительный вопрос

После общего вопроса об оценке удовлетворённости можно попросить клиента объяснить, чем она обусловлена. Это позволяет не просто понять общий уровень лояльности клиентов, но и выяснить, в чем конкретно заключаются претензии критиков и высокие оценки промоутеров.

Поэтому, если коэффициент лояльности NPS положительный, то у лояльных клиентов тоже важно спрашивать чем обусловлена их оценка, чтобы понимать свои сильные стороны и поддерживать их.

Собрать дополнительные данные в рамках общей оценки лояльности клиентов NPS можно с помощью:

  1. после проведённого исследования отправки клиенту письма по email с анкетой;
  2. опрос на сайте;
  3. запуска массового обзвона.

CSI — индекс удовлетворенности клиента

Индекс удовлетворённости клиентов CSI (Customer Satisfaction Index) показывает общий уровень удовлетворения клиентов после контакта с брендом.

В отличие от показателя удовлетворённости клиентов NPS, индекс CSI более широкий. Он включает в себя множество параметров: насколько понравилось клиенту техобслуживание, сервисный центр, работа персонала, консультация по телефону и т.д.

Благодаря CSI можно определить, какие бизнес-процессы начать совершенствовать и развивать, а что можно оставить, как есть, и продолжить поддерживать.


Индекс удовлетворённости CSI измеряется так:

  1. Выделяются параметры для измерения удовлетворённости продуктом. Как правило, за основу берут критерии 5Р: Product, Price, Place, Promotion, People — удовлетворённость самим продуктом, ценой, местом, продвижением, людьми.
  2. При помощи личных опросов выясняется, насколько для клиента важен каждый из параметров и насколько они удовлетворены ими (по 2 характеристики каждого параметра).
  3. В некоторых случаях, как с индексом удовлетворённости клиентов nps, к анкете добавляют вопросы с развернутым ответом.

При проведении оценки лояльности потребителей измерять индексы CSI и NPS лучше одновременно. Это позволит понять, какие параметры оказывают наиболее сильное влияние.

Дополнительные способы оценки лояльности клиентов

Кроме индексов лояльности клиентов NPS и CSI, используются и другие методики оценки лояльности. Как показало исследование американского маркетингового агентства RJMetrics, постоянные клиенты тратят на 300 процентов больше по сравнению с новыми клиентами. Поэтому важно использовать и другие методы оценки лояльности клиентов.

Repurchase Ratio — коэффициент выкупа

Это отношение повторных клиентов к единовременным покупателям. Повторная покупка — это маркер лояльности, поэтому измерение их количества — надёжный показатель общей удовлетворённости клиентов от контакта с брендом.

Коэффициент выкупа является достоверным для различных сегментов экономики и для разных типов ведения бизнеса (в том числе, и для b2b-сегмента).

Коэффициент выкупа может быть измерен на основе количества транзакций или суммы покупки. Например, если услуга предполагает регулярную подписку, оценить Repurchase Ratio можно по количеству тех, кто ее продляет: число продливших подписку разделить на тех, кто этого не сделал в новом периоде.

Upselling Ratio — коэффициент продаж

Показывает уровень доверия потребителей к бренду в целом, а не к отдельным его продуктам. Повторные клиенты также «делятся» на разовых, но учитываются все продукты.

Например, при оценке Repurchase Ratio рассчитывается лояльность клиента магазина продуктов на основе количества раз, когда он возвращался за молоком или мясной вырезкой. Учитываются только эти покупки (причём каждая — по отдельности!).

При расчёте Upselling Ratio мы будем учитывать общее количество раз, сколько покупатель возвращался в магазин, за всеми видами продуктов, и не важно, что именно он покупал — молоко, домашний сыр или куриные яйца.


Customer Loyalty Index (CLI) — индекс лояльности, «выросший» из опроса NPS.

Как и net promoter score, это расчет общего доверия клиента, но учитывающий также вероятность возвращения за повторной покупкой. Индекс CLI базируется на следующих вопросах:

  1. С какой вероятностью вы порекомендуете компанию другим людям?
  2. Купите ли вы продукт снова?
  3. Попробуете ли вы другие продукты и услуги бренда?

В отличие от NPS, формула расчета CLI следует от 6-балльной шкалы оценки, в которой «определенно да» будет означать 1 балл, а «определенно нет» — 6 баллов. Само значение CLI — это средний показатель по трём вопросам.

CLI учитывает больше аспектов, чем NPS, поэтому CLI считают более надежным методом оценки. Но важно помнить: чем больше вопросов, тем сложнее получить ответ на них всех.

Customer Engagement Numbers — показатели вовлеченности

Отдельными маркетологами сейчас считается, что индекс CEN — это более релевантный показатель лояльности потребителей, чем NPS.

Выделяют несколько видов онлайн-показателей вовлеченности:

  1. Среднее время взаимодействия с сервисом за определенный период — Activity Time. В качестве единицы измерения времени можно использовать сутки, неделю, месяц или календарный год;
  2. Возвращаемость клиентов — Visit Frequency: насколько часто посетители возвращаются к сервису;
  3. Исследование основных функций — Core User Actions: насколько посетители готовы использовать основные функции сервиса.

LTV — индекс пожизненной ценности клиента.

LTV — важный фактор оценки лояльности, который показывает, сколько всего клиент принес компании денег.

Индекс позволяет выявить группу клиентов с наиболее высокими показателями — постоянных покупателей, которые не экономят на покупках товаров и услуг компании. Анкетирование этого сегмента очень важно для организации, так как дает детализированную, более качественную оценку.


Как измерять лояльность на практике

Измерить лояльность можно с помощью инструментов онлайн-платформы Foquz. Большая база готовых шаблонов, подсказки и душевная тех. поддержка дадут возможность любому человеку самостоятельно составить лучшую анкету.

Foquz поддерживает более 20 типов вопросов: от простых — с выбором готовых вариантов ответов — до рейтингов и шкал оценки. Вы можете задизайнить опрос в своем брендовом стиле, настроить логику переходов и отображений, комбинировать разные типы вопросов, чтобы составить именно ту анкету, которая необходима для оценки лояльности клиентов.

А после проведения опроса и обработать в Foquz все полученные ответы. Поэтому Foquz можно использовать во всех направлениях: ресторанный и гостиничный бизнесы, HR-блок, социальные опросы и даже создание Империи Ситхов.


Чтобы узнать больше о Foquz, заходите на сайт foquz.ru или пишите нам на почту: sales@foquz.ru, наша команда с удовольствием ответит и поможет сделать лучший опрос:)

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.