Леонид: Я не любитель посидеть на диване. Мне важно быть в движении и достижении целей. Мы пришли во франшизу в 2019 году, когда образовалось слишком много свободного времени. На тот момент у нас с родителями уже был семейный бизнес, который приносил хороший доход — провайдерская компания. Бизнес отстроен, персонал работал исправно, а отслеживание процессов занимало всего несколько часов в неделю. Наслаждаться ничегонеделаньем — не мое. Мне быстро становится скучно. Жена вообще тогда работала в садике. Смешные деньги, а загрузка колоссальная. Уйти в домохозяйки она не соглашалась. В общем мы вместе решили, что надо открывать параллельный бизнес, в котором будем завязаны оба.
Елена: Мы пересмотрели массу франшиз. Придумывать что-то свое, с нуля — таких мыслей не было в принципе. Во-первых, у семьи мужа есть опыт нового бизнеса, и мы понимали, что придется уйти в проект с головой, а у нас уже были дети и сложился определенный образ жизни. Во-вторых, на рынке все придумано до нас. Зачем тратить кучу времени на изобретение того, что может не пойти. Вот поэтому — франшиза.
Леонид: Нижняя Тура — маленький город. Что-то сверхъявственное или со слишком высоким чеком — не раскрутить. Целевой аудитории для этого нет. Поэтому мы смотрели розницу чего-то очень понятного и востребованного. Сначала хотели открывать аптеку — зимой и летом люди болеют, поэтому трафик есть всегда. Начал изучать этот бизнес, и понял, что даже, если найму квалифицированный персонал, то будет сложно им грамотно управлять без специального образования и знаний.
Елена: На руках у нас был ограниченный бюджет, а хотелось найти что-то интересное и работающее. Натолкнулись на «Пив&Ко» . Созвонились с офисом, нам все рассказали. Вроде бы все хорошо, но решили отложить пока идею. Броню прорвал менеджер по продажам франшиз — уж слишком был настойчивым. Пригласил нас в Екатеринбург пообщаться. Большой солидный офис, сам подход ко встрече с партнерами, сеть магазинов Екатеринбурга — понравилось все. Решили, что готовы в это вложиться.
Леонид: Я искал готовый вариант бизнеса, чтобы зарабатывать сразу. Мои родители строили свою компанию долгие годы, потратив кучу времени и сил. Мне же хотелось вложиться в то, что будет приносить прибыль здесь и сейчас. Вкладываться, вкладываться, вкладываться — не было ни желания, ни сил, ни средств. У «Пив&Ко» все отточено. Покупаешь франшизу, строишь магазин и погнали. И дело даже не в вывеске, хотя в одиночку сложно придумать такой яркий в визуальном плане магазин. Меня зацепила техническая начинка франшизы, которая позволяет комфортно управлять точками и отслеживать доходность. Даже бухгалтера держать не надо, в предоставляемых программах можно все делать самому. Вот это здорово.
Елена: Первый магазин мы открыли в 2019 году. Я отлично помню, как с первых дней работы Леня начал приносить домой очень приличные суммы — хорошая выручка пошла сразу. При этом мы продолжали вкладываться в увеличение ассортимента и зарплаты продавцов, чтобы им хотелось у нас работать. Кстати, команда продавцов — прямо очень важно. На старте нам сильно повезло. К нам пришел работать парень, который когда-то работал в «Пив&Ко» в Екатеринбурге. Удача. Именно он нас обучал всему — от того, как работать с кассой и пегасами, до нюансов продаж пивного маркета. Он работал с нами два года. Вообще первая команда магазина была очень хорошая. Все ребята — веселые, смышлёные, идейные, ответственные. Мы с ними участвовали во всех движах «Пив&Ко». Им самим было в кайф. Плюс им мы могли доверить многие процессы. Сейчас таких попадается мало. Вся активная молодежь уезжает из города. Хотя у нас в команде сейчас есть один перспективный мальчик — Юлиан. Вот его двигаем на должность управляющего. А остальных надо, увы, постоянно контролировать.
Леонид: При открытии второго магазина мы потеряли трафик в первом — увы. Дело — в парковке. Первый магазин — на улице Усошина — ловит только пеший трафик, до дороги 10-15 метров, парковка маленькая, которая к тому же всегда занята таксистами. Им там удобно стоять в ожидании заказов. В итоге покупателям негде припарковаться. Оставить машину чуть подальше и дойти пешком — лень. В итоге прибыль этот магазин приносит только летом, а в межсезонье работает в ноль. Второй магазин — на Скорынино — с отличной парковкой, поэтому все покупатели на машинах перетекли сюда. Город небольшой для тех, кто передвигается на авто. Удобно припарковаться — важнее, чем близость к дому или работе. Если честно, то в этому году я начал задумываться, чтобы перевезти первый магазин в другую локацию. Сейчас в поисках места. Если что-то будет интересное, то скорей всего решусь.
Елена: Мы буквально взорвали наш город. Мы не успели открыться, как люди начали говорить о нас. В муже видимо живет хороший пиарщик, потому что именно он закрутил рекламные кампании в соцсетях еще до открытия.
Леонид: Соцсети — лучший канал продвижения магазина для меня. Я ежедневно что-то да выкладываю. Много визуала готовит «Пив&Ко», франчайзи остается только умело им пользоваться. Плюс что-то снимаю сам — типа рыбного холодильника, выкладки снеков или какой-то локальной движухи. У нас уже более 4000 подписчиков во ВКонтакте. И это живая аудитория. Я точно знаю, что, если красиво сфотографирую свежую поставку рыбки и выложу пост, то она точно быстро разлетится.
На старте группу во ВКонтакте наращивал за счет местных сообществ типа «Подслушано в Нижней Туре». Такие локальные группы у нас читают хорошо, причем абсолютно разный контингент — от работяг до чиновников. Реклама там отлично работает. Когда пошли первые посты о халявных акциях «1+1» в дни открытия магазина, то люди просто «поломились» в мою группу. Такой щедрости в городе ни один магазин не делал. В день открытия первого магазина очередь на крыльце стояла с 8 утра. Мне в первый же вечер работы пришлось дозаказывать пиво и просить, чтобы отправляли к нам машину этой же ночью. Сейчас я наращиваю активность за счет постоянных розыгрышей и конкурсов. Если вижу, что просмотры упали, то запускаю а-ля «Разыграем пять банок Бойлерного».
Да, соцсети отнимают времени, пожалуй, даже больше, чем управление двумя магазинами. Забавно, но это правда. Соцсеть будет жить только в том случае, если контент в ней будет выкладываться регулярно — каждый день. Плюс вопросы в мессенджерах и в комментариях под постами — тоже надо отвечать оперативно. В общем, это ежедневная работа и на связи надо быть 24/7. Но мне это нравится, а главное — я вижу финансовую отдачу.
Елена: Мы на себе зациклили только реперные точки бизнеса, чтобы оставалось время на жизнь, семью, детей. Мы как-то посчитали временной ресурс на магазины — примерно 24 часа в неделю.
Леонид: Что мы всегда делаем сами? Каждое утро в 9:00 я заезжаю с проверкой в один магазин, в 9:20 — во второй. Обязательно проверяю выкладку и чистоту зала. Это обязательно, а иначе запустят быстро. Кстати, вечерняя проверка — тоже обязательна. Что еще ежедневно: инкассация — в утренний или вечерний приезды, и анализ продаж в 1С и поиск новых товаров, потому что люблю в этом поковыряться. Каждое воскресенье — формирую заказ. Каждый вторник — приемка товара. Тоже обязательно сами. Во-первых, так спокойнее. Во-вторых, почти в каждой поставке бывает новый товар. И мне надо самому посмотреть на него вживую и найти место на полке. И еще: делаю выкладку рыбного холодильника — сам. Ну не умеют продавцы это делать. Много раз пытался делегировать. Но как только делают выкладку они, так я фиксирую снижение выручки по рыбе. Пожалуй, это все. Я считаю, что сегодняшняя доходность бизнеса с такими временными затратами — очень даже неплохая.
Рекзаказ Я долгое время игнорировал рекомендованный заказ. Когда открывал первый магазин, эта функция в 1С тоже была. И я даже пару раз пытался ею воспользоваться, но результат не понравился, поэтому бросил. А недавно по просьбе нашего менеджера снова начал изучать, и штука реально стоящая. Например, по сигаретам пользуюсь им всегда, он считает без ошибок. Я сам курить бросил давно: пообещал жене за третью дочь, и слово сдержал. Поэтому не слежу за тем, что есть на рынке по сигаретам. Мне максимально удобно пользоваться рекзаказом. Сейчас перехожу на рекзаказ по пиву. Но пока перепроверяю систему, потому что дотошный.
Что, на мой взгляд, надо доработать — рекомендации по новинкам. Рекомендованный заказ считает только товар, который у меня был на точке. Но на ЕРЦ постоянно появляются новые товары, и рекзаказ мне их не показывает. Это неудобно. Новинки — сильно влияют на удержание постоянников. Я сам покупатель собственных «Пив&Ко», и мне быстро приедается постоянство. Люблю пробовать новое, поэтому отчасти заказываю для себя и своих друзей. В общем, мне важно их видеть, чтобы система мне подсвечивала их каким-то образом.
Но в любом случае настроен помочь УК «Пив&Ко» довести рекзаказ до ума. Это ведь надо нам — франчайзи. У базовой сети давно есть автозаказ, который успешно используется. Сейчас хотят и для нас упростить процедуру заказа товара. Без нашей объективной оценки и рекомендаций сложно обойтись.
Обходим конкурентов Бонусная программа — клад для любителей халявы. Сколько сам видел, как люди у кассы крутят это «Колесо». «О, литр выпал в подарок» — в ладоши хлопают. Я отношусь к этому с позитивом. Да, бонусы списываем — вроде бы расходы, но все это позволяет вовлечь клиентов и увеличить частоту покупок. И, кстати, те пивняки, которые открывались рядом со мной, рано или поздно закрывались. При том, что у них даже цены часто ниже моих были. Не выдерживают конкуренции, потому что наши магазины интереснее, красивее, с качественным ассортиментом и программой лояльности.
Клиентские группы Я клиентов делю на три группы — «консерваторы», «халявщики» и «под случай». Первые — те, кто выбирает всегда одно и то же, и их сложно перетянуть на новинки. У нас была история со «Свежаком». Когда его не стало, то клиенты, которые пили только такое пиво, ушли от нас. Я лично некоторым своим знакомым предлагал альтернативу, но нет — только «Свежак».
«Халявщики» — в вечной погоне за скидками и акциями. Я к ним отношусь нормально. Мы от них не в убытке. Такие люди, как правило, активные, они создают вокруг магазинов шумиху, что в целом — хорошо и полезно. Хотя им часто без разницы, где покупать. Важнее — цена. А «Пив&Ко» — не про низкие цены, мы за качество, уникальный ассортимент и сервис.
«Под случай» — те, кто ходит не каждый день, но зато только к нам. Потому что им как раз важны ценности «Пив&Ко». Они не отслеживают акции и скидки, не ищут товар на два рубля дешевле. Им важно, что у нас их обслужили на «5+» и продали точно вкусный и качественный товар.