Денис Струков: «65% компаний, которые используют облачные решения, — ритейл формата "у дома"»
Крупные и интересные проекты ЦПИ
Сбербанк
Задача:
Переформатировать сетку.
Решение:
Разработали методологию оценки места и апробировали на Ангарске. Получили рейтинг зон и улиц, где можно было разместить существующую сеть. Далее проекты по методике реализовывали для территориальных банков Сбербанк: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург.
X5 Retail Group
Задача:
- Ускорить темп принятия решений, связанный с выбором места.
- Управлять и контролировать поисковиками мест.
Решение:
Бизнес-процесс выстраивали они, а мы его автоматизировали, адаптировали, участвовали в создании удобных аналитических функций. Часть функций переложили при этом на поисковика — это было ключевым изменением для компании в бизнес-процессе, которое позволило ускорить темп открытия.
Результат:
В пик своей активности Х5 открывали по 6 точек в день согласно ранее опубликованным данным. X5 — знаковый проект для рынка геомаркетинговых систем и услуг, потому что потом многие ритейлеры последовали примеру Х5.
Дикси
Интересно, что в следующем проекте с компанией Дикси в годы ее активного развития, мы решали похожие задачи, но другими инструментами. Компания выбрала не корпоративную ГИС, как X5, а облачную геомаркетинговую систему, которую мы и разработали. Часть непрофильных работ в Дикси предпочли отдать нам, сторонним специалистам. В результате проект получился дешевле в несколько раз.
Массовое решение Geointellect
Отдельные клиенты пользуются облачной геомаркетинговой системой Geointellect для оценки локаций. KFC, Pizza Hut использовали систему для решения задач, связанных с доставкой и оценкой места, передавая методологию франчайзи, тем самым стандартизируя оценку места. Аналогичные схемы работы используют и другие компании, которым важно быстро и точно оценивать место: Вкусвилл, Заодно и др.
65% компаний, которые используют облачные решения, — ритейл формата "у дома".
Основные сегменты: fmcg, общепит, дрогери, diy. Для некоторых компаний важно быстро принимать решение, чтобы занять ликвидное помещение. Для других важна точность прогноза товарооборота при оценке локации.
Инновации в ритейле
Интеграции геоданных с BI, CRM и ERP-системами
Клиентам таких систем важно видеть геоданные для макроанализа продаж и считать доли рынков. Сейчас мы пробуем давать через API геоданные по регионам, муниципальным образованиям, по районам с населением или доходами.
API снижает стоимость IT-решений для крупных заказчиков, экономит им время, аппаратные ресурсы.
Вокруг AL и ML, в том числе в геоаналитике, слишком много шума
Чтобы внедрять методы машинного обучения, сначала надо накопить статистику по торговой сети и по факторам, влияющим на выручку, - как внутренним, так и внешним. Чем больше данных по точкам торговой сети, тем меньше ошибок. Все хотят ошибку меньше 10%, и сейчас много стартапов, которые предлагают решения с минимальными ошибками. Но в это трудно поверить. Ведь все зависит не от методов — они у всех одни и те же. Проблема в количестве данных и в их качестве. А есть ли накопленные данные у компании? А если есть, то какого качества?
Другая проблема — данные о конкурентных точках. Чтобы прогноз товарооборота был точнее, нужны данные о товарообороте конкурентов в динамике.
Аналитические и пространственные методы в ритейле
Наиболее часто мы занимаемся разработкой моделей по оценке товарооборота, многофакторными моделями по поиску места, геомоделированием целевой аудитории оффлайн, моделями логистических кустов, а также урбанистическими моделями.
Оценка товарооборота
Хочет торговая сеть ускорить развитие сети? Для этого нужно определить параметры эффективности, по которым будут открываться точки. В конечном итоге это приводит к прогнозу товарооборота. На практике это, как правило, - ускорение бизнес-процесса и сокращение издержек.
Мы анализируем пространственные факторы и внутренние факторы — показатели работы сети. Ищем взаимосвязи, проверяем гипотезы и получаем переменные, которые ложатся в основу анализа. На их основе строим модели прогнозирования и проверяем по реальным точкам. Если модель успешна, как правило, заказчик просит ее автоматизировать. В результате, используя облачную геомаркетинговую систему, заказчик за несколько минут получает прогноз товарооборота будущей точки и принимает решение, открывать точку или нет.
Поиск целевой аудитории — моделирование
Мы используем данные Locomizer — агрегированые деперсонифицированные геометки из мобильных приложений, которые «притягиваются» либо к месту интереса, либо к месту вынужденного пребывания людей. Если геометка находится рядом с театром и этот пользователь с определенной периодичностью генерирует метки недалеко от театра, предполагаем, что интерес к этому месту устойчивый.
Чтобы создать профиль интересов пользователя, анализируем каждую точку из его истории местоположений, чтобы показать ее взаимосвязь до сотен мест и физических действий, расположенных в том числе и на значительном отдалении от начальной точки. После анализа сотен таких точек пользователя, мы видим стабильные паттерны поведения и соединения между пользователем и физическим миром.
В результате на карте города визуализируем точки целевой аудитории с интересом к определенной категории: больницы, детские сады, магазины одежды, рестораны с детскими комнатами.
Полное интервью читайте в журнале CRE.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм — там мы публикуем новости рынка.