Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Главное Свежее   Проекты
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
47 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Дата-центры сошлют в Сибирь? Где поселить данные и сколько это стоит

Интерес к строительству дата-центров в России вырос. Закон о хранении персональных данных стимулирует отечественные и зарубежные компании пересаживаться на дата-центры, расположенные на территории РФ. Мы решили рассказать о последних тенденциях рынка, поделиться критериями выбора варианта аренды или постройки собственных мощностей.

Больше данных

По информации аналитических агентств (IDC, Research&Markets) количество ЦОДов по всему миру к 2017 г. вырастет до 8,6 млн. Крупные корпорации для собственных нужд строят новые дата-центры каждые пять лет. К примеру, Facebook вкладывает в обустройство каждого ЦОДа до полумиллиона долларов, а затем ежегодно отдает еще 10 млн. долл. на их обслуживание.

Тенденции по темпам прироста спроса и предложения практически идентичны и для мира в целом и для России. Уже к концу 2014 г. в России работали 180 дата-центров, 60% из них приходилось на московский регион. Среди «передовиков производства» — «Ростелеком», владеющий более чем 4000 стойками (сейчас строит вместе с госкорпорацией «Росатом» ЦОД еще на 4000).

Крупный бизнес понимает ценность клиентских данных и активно осваивает методы работы с ними. Рынок растет, причем дополнительный стимул ему придают регуляторы: в России начал действовать закон о хранении данных пользователей, а в 23 штатах США введены налоговые льготы для компаний, строящих ЦОДы.

Федеральный закон «Об уточнении порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» вынуждает российские компании переводить свои базы данных в отечественные ЦОДы. Некоторые крупные зарубежные игроки онлайн-рынка, например, AliBaba, также начали использовать дата-центры на территории РФ.

Тренды на рынке дата-центров

Речь идет не просто о количественном наращивании мощностей. Есть спрос на новые решения в области построения и обслуживания дата-центров. Например, EdgeConneX из Вирджинии (США) строит сеть полностью автоматических дата-центров: внутри которых нет ни одного человека, все управляется удаленно.

Других примеров полностью автоматизированных центров пока нет, но в ЦОДе компании HP один администратор обслуживает 200 серверов. Все больше компаний предлагают услуги PaaS, когда серверы управляются с помощью облачной платформы, при этом обслуживанием серверов занимается сторонняя организация. Самой востребованной формой остается IaaS: компания берет в аренду сервер и решает, обслуживать его самостоятельно или доверить организации-владельцу дата-центра.

Еще один свежий тренд — использование Интернета вещей для управления ЦОДами. Его практикуют Apple, Facebook, Google. Датчики температуры, влажности, электричества передают данные на специальные платформы, к которым имеет доступ инженер.

В России, как и в остальном мире, растет доля сертифицированных дата-центров. Процесс сертификации довольно дорогостоящий и затратный по времени: на проверку нужно предоставить уже сами чертежи. Есть два основных стандарта, которые иногда путают: TIA 942 и Uptime Institute. Первая методология носит рекомендательный характер, вторая — обязательный для прохождения сертификации. Эксперты, советуют сертифицировать ЦОД с отказоустойчивостью Tier III и Tier IV. До 2012 г. в России было только три ЦОДа, сертифицированных в Uptime Institute по стандарту Tier III, сейчас их уже 20.

В каких случаях выгоднее арендовать ЦОД

Компании, использующие ЦОДы, делятся на две категории: те, кто строит свои центры, и те, кто использует чужие мощности. Операторы связи, госструктуры и госкорпорации, крупные и средние производственные предприятия, банки, как правило, возводят свои мощности. Интернет-магазины, социальные сети, стартапы и ритейл-компании при необходимости их арендуют.

Ответ на вопрос «арендовать или строить» зависит от долгосрочных целей компании и оценки рисков при потере данных. Есть четыре основных критерия выбора:

  • срок использования центра;
  • количество стоек;
  • энерговооруженность каждой стойки;
  • отказоустойчивость.

Считается, что ЦОД окупает себя минимум за пять лет, поэтому если он нужен на меньший срок, логичней его арендовать, а не строить. Количество стоек, энерговооруженность и отказоустойчивость — связанные параметры. Чем больше у компании данных, тем больше ей нужно серверов и стоек, тем больше сотрудников и электроэнергии требуется на каждую стойку, повышается параметр энерговооруженности. Тем сложнее следить за стабильностью работы центра.

Допустим, если компания просчитала необходимость менее 50 стоек на три года с полной мощностью до 6 кВА и отказоустойчивостью уровня Tier II-III, аренда будет оптимальным вариантом. При большей нагрузке следует задуматься о постройке своего центра.

Размер компании практически не влияет на выбор варианта. «Почта России», например, арендует вычислительные мощности, хотя клиентская база у организации довольно объемная. В государственной компании решили, что ЦОД им необходим на три года, поэтому был выбран вариант аренды.

Отечественный рынок аренды ЦОДов растет за счет иностранных клиентов. Сервисы eBay, Booking.com и Alibaba стали пользоваться центрами в России. Первые две компании выбрали московские центры британской компании IXcellerate, Alibaba перенесла данные и оборудование в московский дата-центр Linxdatacenter в конце мая 2015 г.

Кто и зачем строит собственный дата-центр?

Свои дата-центры заводят операторы связи, госкомпании, крупные научно-исследовательские центры. В этот же список входит крупный бизнес, для которого надежная работа клиентского обслуживания является непременным условием. Например, крупный игрок на рынке медицинских услуг «Медси» строит собственный ЦОД. Здесь подсчитали, что только так можно гарантировать бесперебойную работу сервисов диагностики, скорой помощи, аптек, приема и учета пациентов. Оборудование и инфраструктуру закупили в IBM и пытаются добиться уровня безопасности Tier III.

Негосударственный пенсионный фонд «Будущее» на базе решений IBM построил дата-центр для хранения клиентских данных. Этот НПФ в 2015 г. объединился с НПФ «Стальфонд», число клиентов выросло на 1,3 млн. человек.

В 2016 г. в Дубне свой ЦОД построило Министерство финансов РФ. Пользоваться им смогут и другие правительственные ведомства, часть мощностей сдадут в аренду крупным компаниям.

В 2014 г. свой центр решила сделать «Обувь России», вложив в проект на начальном этапе 1,5 млн. долл.

Следует учитывать, что интеграция ЦОДа в ИТ-инфраструктуру компании, даже если центр строится не с нуля, может занять до двух лет.

Как сэкономить на строительстве дата-центра?

b_586366c068793.jpg

Свой дата-центр или аренда?

Создание собственного центра — процесс затратный, один квадратный метр обходится в районе 20-30 тыс.долл. Для коммерческих предприятий вопрос экономии и оптимизации затрат стоит на первом месте. Способов, как это сделать, существует несколько.

1. Выбор места размещения.

Есть смысл обратить свои взоры на Восток. Строительство ЦОДа в Сибири может оказаться неплохим вариантом. Суровый климат большую часть года позволяет тратить меньше ресурсов на охлаждение серверов. Играет на руку и дешевая электроэнергия: например, ЦОДы в сибирских городах строят рядом с электростанциями. К 2018 г. в Омске должен быть построен объект на 2000 стоек; Huawei вместе с En+Group строят в Сибири еще один дата-центр на 10 000 стоек.

2. Экономия площади.

В этом направлении на рынке появилось несколько технических решений. Например, компания Vapor IO уже несколько лет проектирует и строит модульные дата-центры. На первый взгляд, это те же привычные ЦОДы, только меньшего размера. В помещениях стоят не стойки с серверами, а модули — большие черные цилиндры. Внутри модуля специальное оборудование для хранения данных и для поддержания температурного режима и отказоустойчивости. Разместят такие центры рядом с крупными городами. Модульными ЦОДами занимается и IBM в совместном с iFortress проекте. В этом же направлении уже работают несколько российских ИТ-компаний.

3. Экономия на электроэнергии.

Владельцы ЦОДов все активней интересуются альтернативными источниками электроэнергии. По результатам опроса ИТ-компаний, проведенного организацией AFCOM, 34% респондентов уже работают по нестандартным схемам ее использования. Например, 100% дата-центров Apple действуют на возобновляемых источниках энергии. В дата-центре Digital Beijing используют светодиодные лампы, а охлаждают оборудование с помощью специальной стеклянной стены, предотвращающей попадание внутрь тепла.

Дорога по проектированию и строительству ЦОДов «нахоженная». Но в этой области остается еще масса проблем, касающихся обеспечения высокого уровня отказоустойчивости, оптимизации издержек и экономии места. Если компания решает арендовать площади в дата-центре, стоит убедиться в наличии разрешений от государственных органов контроля. Сертификат от Uptime Institute на практике не дает 100% гарантии надежности и бесперебойности работы, но он может служить дополнительным критерием при выборе ЦОДа.

Первоначально статья опубликована на сайте компании.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Подбираем рекоммендации...
Комментарии
Первые Новые Популярные
Daniil Popenko
Во втором подпункте слово "занимается" 2 раза написано.
Ответить
Svoemedia
Ведем корпоративные блоги и создаем для них площадки на Tilda
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать