Как понять, что IT достаточно
Технологии развиваются быстро. Новые решения могут стать конкурентным преимуществом, дать фору предприятию на рынке за счет повышения эффективности труда и скорости процессов и даже полностью изменить бизнес-логику отраслей. Яркий пример – высокочастотный трейдинг (HFT), использующий машинное обучение и нейронные сети для создания алгоритмов торговли. Он уже потеснил биржевых игроков с традиционными методами анализа.
В отрасли информационных технологий идет постоянное снижение стоимости ресурсов. Срок входа концептуально новых идей в категорию «best practice» сокращается до года. Период окупаемости инвестиций на развитие своей ИТ-инфраструктуры может оказаться меньше этого отрезка.
ИТ-инфраструктура в период становления компании
На начальном этапе развития предприятие может обойтись облачными сервисами. Паззлы из сервисов могут интегрироваться через интерфейс программирования приложения (API). Это обеспечит удобство использования и гибкость в настройке.
Можно сразу завести свой сервер, а для управления базами данных, например, использовать открытую платформу MySQL. Чем проще система – тем меньше расходов на ее поддержку.
Если вы самостоятельно устанавливаете сервер, ПО или веб-приложение, можете запустить нагрузочное тестирование и проверить, справится ли новая система с плановыми потоками данных. Функциональных и модульных тестов существует огромное количество. На все не хватит времени и ресурсов. Нагрузочное тестирование позволяет узнать пределы прочности системы на конкретном оборудовании при прогнозируемом количестве запросов.
Минимальные корректировки в конфигурации системного модуля могут ускорить его работу в 5-10 раз. Есть бесплатные инструменты (например, Load Impact). Есть платные сервисы с расширенным функционалом. Обзор программ для нагрузочного тестирования можно посмотреть здесь.
Оптимальная конфигурация ИТ – дело опыта
Приобретение собственных серверов и enterprise-приложений для компании – вопрос времени. Когда накоплена критическая масса данных, достаточно клиентов, только свои ресурсы могут в полной мере удовлетворить потребности в мощности и функционале. Ежемесячные расходы на поддержку своей сети для подросших компаний зачастую оказываются меньше, чем абонентская плата за удаленные сервисы и хранилища данных.
Но и здесь все не так просто. Если темпы развития опережают возможности оборудования, вскоре понадобятся новые серверы, возникнут вопросы к пропускной способности сети (особенно, если часть сервисов осталась в облаке). Придется выбирать инструменты, позволяющие быстро и безболезненно масштабировать систему.
Вот как эта ситуация описывается в блоге компании Asana (выпускает приложения для управления проектами): как только бизнес начал стабильно развиваться, компания столкнулась с множеством ограничений. Пришлось решать сразу несколько задач:
- Вкладываться в систему мониторинга, тестирования и автоматизации процессов, чтобы снизить количество сбоев в работе.
- Искать инструменты для удобного масштабирования баз данных (они перешли с MySQL на RedShift).
- Масштабировать обработку и анализ лог-файлов, содержащих полезную информацию о посетителях сайта.
- Подключать инструменты Business Intelligence, чтобы с данными могли работать неискушенные в компьютерных науках сотрудники.
В ситуации с отлаженными производствами вы оцениваете зрелость ИТ, исходя из собственного опыта. Развертывание ИТ-инфраструктуры на месте, совместное использование оборудования (аренда серверов) или хранение баз данных и сервисов в облаке – это разные ценовые модели. Вывести единую форму подсчета капитальных и операционных издержек сложно.
Обычно крупные компании комбинируют несколько вариантов. Например, Netflix после масштабного сбоя дата-центра в 2008 году решила перенести почти все свои серверы на облачную платформу Amazon. На это ушло 8 лет. Но раздает видео она по-прежнему через корпоративную сеть доставки контента (CDN).
Цена вопроса: как уложиться в бюджет
Затраты на ИТ-инфраструктуру принято делить на капитальные и операционные. Покупку лицензий и оборудования, его внедрение, настройку серверов, обучение персонала считают единовременными издержками (CAPEX). Операционные (OPEX) расходы требуют ежемесячных вложений: работа сотрудников, электричество, услуги провайдера, амортизация и так далее. Важно оптимизировать их при работе с «долгоиграющими» технологиями, в случае длинного жизненного цикла продукта.
Поэтапное внедрение дает возможность масштабировать «нервную систему» организации без серьезных потерь в качестве. Особым вопросом при этом становится обратная совместимость. Добавленный софт или служба могут блокировать старые процессы, мешая или дублируя функции. Нужно сохранить полезные и хорошо работающие структуры, чтобы не терять ценность предыдущих инвестиций в ИТ.
В прошлой статье мы рассказывали, как оценить бюджет на обновление инфраструктуры и оптимизировать расходы. Необходимо заранее планировать, четко формулировать задачи, запускать системы тестирования и мониторинга, не строить собственную сеть без осознанной необходимости, если удаленные сервисы справляются с текущими задачами, стандартизировать процессы и прописывать регламенты.
Многие успешные компании не стесняются пользоваться открытым ПО для серверов (Java, MySQL, Gluster, Tomcat, Cassandra, Hadoop). Работа с такими платформами не стоит больших денег, всегда можно подобрать достаточные по функционалу бесплатные версии.
Зачем нужен ИТ-аудит?
Надежный способ оценить потребности и уровень ИТ-инфраструктуры в компании – проведение ее полного аудита. Эксперт подготовит детальный план с оптимальными решениями для текущего этапа и на перспективу. Можно попытаться справиться собственными силами, но нет гарантии, что это обойдется дешевле.
Вы можете не замечать потери в процессах. Допустим, суммарная задержка при работе оборудования составляет всего 5 минут за один рабочий день. Или 300 раз по одной секунде ежедневно. Для штата в 50 сотрудников это весомые потери. За год время простоя составит 875 часов (5 минут × 5 дней в неделю × 42 недели в год × 50 сотрудников).
Главным критерием зрелости ИТ-инфраструктуры является ее бесперебойная работа. Следует закладывать резервы мощностей для будущего роста. Не стоит забывать о повышении квалификации персонала. Убедитесь, что вы знаете рынок и используете лучшие решения за хорошую цену.
Насколько качественно налажена работа ИТ-отдела, можно судить по Key Performance Indicator (KPI), показателю эффективности сотрудника, процесса, отдела или более крупной структуры. Современные CRM и ERP-системы могут детально предоставлять эти данные в реальном времени. Если они не конкретны или отсутствуют вовсе, то инфраструктура предприятия недостаточно эффективна, компания несет лишние издержки.
Стороннему консультанту чаще всего оценить потребности и уровень инфраструктуры в компании, просчитать экономику проще. В данном случае он выступает как переводчик, медиатор между руководством и ИТ-отделом.
Еще один важный критерий зрелости ИТ-инфраструктуры – уровень безопасности. Он напрямую влияет на выбор, где размещать свои базы данных и сервисы и как ими управлять. Эту тему мы постараемся обстоятельно раскрыть в одном их следующих материалов.
Первоначально материал опубликован здесь.