Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
739 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Нетфликс - гении подписки и звезды потокового вещания

Многим предпринимателям знакомы чувства, которое испытывал основатель Pure Software Рид Хастингс - недовольные клиенты, кассовые разрывы, продукт, который, кажется, вот-вот заработает, но все-таки не дается, сложная и быстрорастущая команда плюс работа без сна и выходных.

Одним словом, все это выводило из себя начинающего бизнесмена так, что он пробовал уйти с поста СЕО (не вышло), продать компанию (получилось, причём за за 700 миллионов долларов! — но — при условии его работы на новых владельцев в качестве СТО), уволиться (удалось после двух лет нытья). Ну и — что делает настоящий предприниматель, сбросивший, наконец, тяжкие оковы так надоевшего дела?

Правильно — он тут же открывает новый бизнес.

Справедливости ради, скажем, что новый бизнес Хастингс открыл не мгновенно, а — через день после ухода из Pure.

По легенде (хотя Хастингс позднее рассказывал различные истории появления этой идеи) этот решивший посвятить себя отдыху человек (надо как-то наверстывать упущенное!) пошел в видеосалон и тут выяснилось, что салон наложил на него штраф в размере $40 за невозвращенную вовремя кассету (потом, через много лет, салон будет доказывать, что такого не было и даже грозить Хастингсу судом, если он продолжит это рассказывать, но — какой бизнес без красивой легенды, созданной им и Марком Рэндольфом для мотивации команды?).

Тут необходим небольшой исторический экскурс, поскольку выросло поколение, которое вот прямо сейчас начнет встречать в тексте множество незнакомых слов, объяснять которые мы не станем, но то, как люди смотрели кино в те архаичные времена, рассказать все-таки придется.

А смотрели в те годы кино так: дома у людей находился прибор, называемый «видеомагнитофон», который был соединен с телевизором. В видеомагнитофон можно было вставить специальный носитель информации — кассету (размером с полкирпича) и — наслаждаться фильмом.


Покупать кассеты было дорого, поэтому существовал сервис проката, в Америке в 1997-м компания Blockbuster была в этом деле монополистом. Вот Хастингс и обратился в эту компанию, а выяснилось, что у него там — долги и штраф.

Говорят, что в тот же день Хастингс принял решение о том, что он создаст бизнес и «накажет» Blockbuster, и даже сразу же придумал, как именно он это сделает, и придумка оказалась такой: он записывает фильмы на только что появившиеся DVD-диски (по сравнению с полукирпичем-кассетой невероятно легкие и компактные, а в Америке они появились всего за месяц до начала нового бизнеса Хастингса) и начинает рассылать их по почте всем желающим.


В качестве распространителя рекламы рассерженный Хастингс выбирает новорожденный интернет — он был тогда все еще в диковинку, можно сказать, ему было буквально пара лет от роду и мало кто тогда не то чтобы верил в какое-то связанное с интернетом будущее, а — мало кто понимал, как его можно вообще «пристроить к делу». Партнером Хастингса становится логист Марк Рэндольф, который понимает толк в складах и почтовой дистрибуции. Так, в качестве интернет-магазина по прокату DVD, появляется компания Netflix, и нельзя сказать, что дела идут шикарно — все-таки интернет все еще экзотика, DVD-диски меняют кассеты довольно медленно, замене противятся компании, сделавшие миллиарды на видеомагнитофонах.

Не сказать, что Хастингс с Рэндольфом сидят на хлебе и воде в тот момент, когда им является ангел-избавитель по имени Джеф Безос, которые как раз в 1998-м решил перейти от продажи книг к продаже DVD. Ангел предлагает за никак не взлетающий бизнес Хастингса и Рендольфа $800 тысяч (позже фаундеры признаются, что это было невероятно щедрое предложение, сами они оценивали свою компанию в десятки раз скромнее). Казалось бы — вот оно, счастье, продавай за невероятные деньги неработающее предприятие и отдыхай, но сделка, в итоге, не состоялась — Амазон пошел своим путем, а Netflix — своим, хотя пути их, конечно же, не могли не пересечься.

Правда, отказ от сделки с Амазон поставил Netflix в весьма сложное финансовое положение. Дела были настолько плохи, что Хастингс даже вел переговоры с Blockbuster о продаже им 49% акций. По идее, такой симбиоз мог бы сократить накладные расходы двух компаний и повысить рентабельность, но руководство Blockbuster (эта компания исчезнет через несколько лет) не верило в то, что интернет может что-то значить, 300 тысяч клиентов, которые имелись у Netflix в тот момент, не казались им аргументом, словом, сделка не состоялась. Согласно предложенным условиям, Netflix должен быть переименован в Blockbuster.com и заниматься онлайн-продажами, в то время как сам Blockbuster займётся приобретением, хранением и доставкой DVD-дисков, став менее зависимым от Почтовой службы США.

Сам Хастингс к тому времени уже накопил и предпринимательский опыт и понимание того, как надо вести дела, и проблемы больше его не пугали.

Когда-то, после окончания колледжа, а потом и офицерского корпуса морской пехоты, офицером он не стал, а отправился в Корпус Мира и два года преподавал высшую математику в Свазиленде, и после любил говорить, что «после путешествий автостопом по Африке с $5 в кармане открывать бизнес не так уж и страшно» — наверное, открыть Pure он и в самом деле не боялся (этот его проект появился после возвращения из Африки и окончания Стэнфорда), но бесящее чувство ответственности, которое так давило на него в его первом проекте, он забыть не мог.

Но выяснилось (знал ли он о себе это сам?), что Хатингс в совершенстве владел выдающимся скиллом, и эта его магическая сила называлась «умение учиться на ошибках», а так как слабым звеном в своей прежней работе он видел человеческий фактор, то он всерьез задумался над превращением слабости в силу.


Итогом раздумий документ под названием «Свобода и ответственность», где, вопреки принятым принципам следования в корпорациях семейным моделям, было сказано, что «мы не семья, а команда крутых профессионалов. Мы работаем здесь, потому что нам это нравится». Большой босс делегирует своим сотрудникам (среди которых не бывает «джунов», на работу берут только «сеньоров») принятие ключевых решений, они сами делают то, что считают нужным и что должно принести компании максимальную выгоду, отношения строятся на полном доверии. Здесь нет графика отпусков, учета рабочего времени и присутствия на рабочем месте, нет даже выходных — есть общая задача, общая цель, а профессионалы внутри на то и профессионалы, чтобы найти лучшее из решений. Впрочем, корпоративная культура Netflix, наверное, требует отдельного рассказа, потому что, хотя о ней и написано огромное количество литературы, последователей, прямо скажем, ничтожное количество, и далеко не у всех, кто пытался следовать меморандуму Хастингса, вышло эту культуру привить и воплотить.

Что же касается основного бизнеса Netflix, то решительно «наказать» наложивший на него штраф видеосалон Blockbuster, который потом еще и не пошел на выгодную сделку с ним, вышло только в 1999-м, когда Хастингс применил невиданную опцию: он предложил ежемесячную подписку не неограниченное количество заказов DVD. Это было мощное предложение, после которого монополия видеосалонов резко пошла на спад, а технологичный и вездесущий Амазон остался позади в продажах DVD через интернет. В 2005-м Netflix ежедневно рассылал по почте один миллион дисков — совершенно невероятный количественный показатель, все компании страны завидовали и огорчались, видя такие цифры, радовалась, кажется, разве что почтовая служба США.

Будущее, которое сумел разглядеть Хастингс, наступило: на магазинных полках DVD-плееры полностью вытеснили видеомагнитофоны, формат DVD завоевал мир, а вместе с ним в дома американцев проникал и Netflix.Связав свою жизнь и свой бизнес с интернетом, Хастингс очень чутко наблюдал за всеми изменениями в сети, еще в конце 90-х он полагал, что наступят времена, когда пользователь не станет ждать свой DVD, отправленный почтой, ему нужно будет получать контент здесь и сейчас, и к этому Netflix готовился заранее, загодя, и как только распространение широкоформатного интернета достигло нужных объемов и мощностей, Netflix был тут как тут: в 2007-м, раньше, чем кто-либо, Хастингс перешел на потоковый сервис.

Вот только никто — и Хастингс тоже — не знал, насколько быстро наступит «завтра», и, например, выходу в интернет предшествовал проект, который так и не был осуществлен: была разработана «коробка Netflix», которую пользователь мог арендовать для закачки фильмов на ночь (трафик дешевле и компьютер свободен) для просмотра днем, но от реализации проекта компанию спас вышедший в 2005-м YouTube, за которым Хастингс следил весьма пристально.

Бурный рост YouTube и подтолкнул Netflix к тому, что идея с Netflix-box была заморожена, а ресурсы переключены на потоковое видео. Надо сказать, что скорость передачи данных в те времена не шла ни в какое сравнение с тем, как это работает сейчас, и сначала Netflix оказался примерно в той же ситуации, как в самом начале своего пути, когда решил продавать неизвестные DVD-диски через неизвестный интернет, но к тому моменту у него уже была довольно большая аудитория фанатов, а общественное мнение и ожидания были явно в пользу интернета — все верили, что за ним будущее, поэтому все-таки до хлеба с водой дело не дошло — потоковое видео, пусть и не мгновенно, но неуклонно, захватывало мир.

Зато появилась новая проблема: умным ребятам в Netflix всегда казалось, что зрителю не хватает контента, и, во-первых, зритель готов потреблять его в большем количестве, чем мир способен произвести, а во-вторых, думали они, заманивать зрителя тем, что он может посмотреть в каких-то альтернативных «мирах» — мелко, надо создавать собственный, уникальный и оригинальный контент.

Так появляется проект Netflix Original, и первый же снятый сериал, «Карточный домик», ждет оглушительный успех. Сериалы Netflix тоже делает «не как все» — не выпускает по серии в день, как это было принято на ТВ, а снимает и выкладывает весь пакет целиком, чтобы зритель мог смотреть фильм в любое время и в любом количестве.

Неожиданно? Да, но зато идеально укладывается в подписную модель, которая так пришлась по душе клиентам, платящим не за фильм, а за временной период, в течении которого контент можно потреблять неограниченно. С тех пор Netflix взялась коллекционировать «Оскары» и стала не просто заметным, а, кажется, игроком № 1 в киноиндустрии, но только этим студия не ограничивается: Netflix Original производит видеоигры, ведет прямые трансляции, снимает телешоу, словом, производит всё, что можно продать через сервис потокового видео.


Глядя не некоторые провидческие решения, может показаться, что в голове Хейстингса изначально был заложен какой-то план, которого он придерживался, потому что история освещает Netflix исключительно крупными победными кусками: вот в таком-то году создалась компания, вот заработан первый миллион, а потом и миллиард и так далее — на самом же деле путь Netflix — это путь проб и ошибок, смелых экспериментов и больших провалов, в памяти пользователя (и позднего историка) не остался, например, тот факт, что одна только подписная модель (а Хастингс и Рэндольф экспериментировали и с другими вариантами дистрибуции контента) менялась более 40 раз, пока не обрела тот вид, с которым сейчас все знакомы.

Но если вдруг кто-то думает, что нынешнее решение — окончательное, то, спешу всех уверить, это не так, идей, связанных с развитием бизнеса, у команды Netflix много, и они наверняка будут опробованы — Хастингс относится к числу людей, которые полагают, что совершенство недостижимо, но смысл жизни в попытке его достичь.

Компания резко выросла в объемах и оборотах во время эпидемии COVID-19 — новыми подписчиками Netflix в этот период стали около 20 млн человек по всему миру.

А следующий свой рывок Netflix связывает с интеграцией с OpenAI, сейчас система поиска проходит тестовый испытания в Океании и вот-вот будет представлена миру.

Со старыми сервисами компания расстается с трудом — не из старческих привычек, а просто потому, что пока на какой-то сервис есть клиенты, то компания обязана удовлетворять этот спрос просто потому, что когда-то, пусть даже и очень давно, обещала это делать — так, рассылка DVD по почте была прекращена только в 2023-м, то есть Netflix реально работает «до последнего клиента».

Хастингс, как и любой заметный человек в Кремниевой Долине, активно высказывается о политике, и его, одного из немногих среди техноолигархов, совершенно не беспокоят «советы посторонних» насчет того, что он-де «поставил не на ту лошадь» (он на выборах активно поддерживал противников Трампа — сначала Хиллари Клинтон, а потом и Камалу Харрис, а еще его называют тем самым человеком, который убедил Джо Байдена выйти из президентской гонки), что во время «тварей дрожащих» вызывает уважение не меньшее, чем сам проект Netflix.

Сам Netflix на данный момент «страдает из-за уменьшения маржи» и количества подписчиков в виду возросшей активности конкурентов и геополитических событий. Netflix остаётся ведущим мировым потоковым сервисом с более чем 220 миллионами подписчиков.


Марк Рэндольф, соучредитель Netflix и первый генеральный директор компании
0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.