Снимаем барьеры: инструкция по юзабилити-тестированию продукта
При создании UI/UX дизайна продукта процесс, как правило, разделяется на несколько основных этапов: исследование, прототипирование, тестирование, дизайн, снова тестирование и продакшн.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Качественная проработка каждой стадии разработки дизайна положительно сказывается на успешности продукта. Главным же ключом к созданию востребованного продукта является обратная связь от пользователей, а также своевременная реакция на нее. Причем не важно требуется ли создать дизайн с нуля или речь идет об его улучшении. Выявить преграды и барьеры, которые мешают пользователям быстро совершить целевое действие, обнаружить недоработки и определить точки роста поможет юзабилити-тестирование.
Что это такое?
Юзабилити-тестирование — популярная методология, которая применяется для оценки интерфейса, путем исследования его на удобство и эффективность использования. Метод подходит как для оценки десктопной и мобильной версий сайта, так и мобильного приложения. При необходимости такие тестирования можно применять и для оценки работы терминалов, банкоматов, касс самообслуживания, навигаций в ТЦ, голосовых интерфейсов и многих других электронных табло, схем и т.д.
Тестирование организует исследователь (он же фасилитатор или модератор), который просит участника выполнить несколько задач. Исследование состоит из нескольких этапов: подготовка, сбор информации и подведение итогов. Перед исследованием проводят интервью или опросы фокус-группы, чтобы понимать потребности пользователей и ожидания от взаимодействия с интерфейсом. На основе этих данных определяются гипотезы по проблемам функциональности и составляются сценарии тестирования, которые содержат в себе задачи. После составляется отчет по тестированию и результаты сводятся к списку доработок интерфейса. Пока респондент участвует в испытании, модератор делает заметки о том, как быстро выполняются целевые действия, где пользователь сталкивается со сложностями. Он является основным контактным лицом, который комплексно сопровождает процесс: проводит ознакомительную встречу, настраивает необходимое оборудования для фиксации поведения участника, предлагает вопросы и задачи. Т.к. модератор отвечает за качество результатов тестирования, он не должен влиять на поведение пользователя. В качестве участника может выступать настоящий клиент продукта или человек из целевой группы с релевантным опытом или аналогичными потребностям.
Во время исследования модератор может попросить респондента озвучить свои мысли при выполнении задания. Такой подход позволит более детально и точно понять поведение, наблюдения и замечания потенциального клиента.