Прозрачный рост городского портала за 1,5 года: запуск в одиночку, увольнение с работы, снятие офиса, найм первых сотрудников
Исходя из комментариев к прошлой статье, решил вернуться к зарождению компании и дополнить материал, который обещал опубликовать следующим.
Изначально сайт hilook.ru был задуман, как каталог компаний. Я возлагал огромные надежды на 1000 уникальных посетителей в сутки через 90 дней, но ошибался. В виду своей неопытности в данной отрасли, не понимал - какой контент имеет ценность для пользователей интернета. С учетом того, что сайт запускался в п. Шексна, где аналогичных информационных источников просто-напросто не было. Или, если и были, то визуальная составляющая оставляла желать лучшего, поэтому дизайн будущего проекта не остался без пристального внимания. С первых дней Hilook решал единственную боль - быстрый поиск необходимого товара или услуги.
До запуска я обладал минимальной информацией
2015 год. Шексна - поселок городского типа численностью населения 21 195 человек. Количество зарегистрированных пользователей вконтакте: 10 000. Количество активных коммерческих организаций по данным администрации района: 180.
6 октября 2015 года состоялся официальный запуск сайта уже с 10-тью проданными рекламными местами.
Каким образом проходил запуск?
Создал и оформил группу вконтакте, запускал непрерывно розыгрыши бесплатных подарков на протяжении нескольких месяцев, где спонсорами были компании, которые размещались на сайте. Я вкладывался только в рекламу в других популярных сообществах, чтобы набрать больше репостов. Призы предоставляли мои же клиенты, этакий взаимопиар. Сперва был дикий ажиотаж, так как я стал первопроходцем в Шексне по розыгрышам. Затем это приелось, провожу теперь только по праздникам, но компании требуют чаще - им нравится данный ход пиара.
В группу сразу же настроили автоматическую выгрузку с сайта: акций и объявлений компаний. Сейчас работает таймер.
Сперва каждый админ компании мог в любое время выгрузить в группу разом несколько объявлений. Такая анархия творилась несколько месяцев. Подписчиков отпугивала данная активность.
Затем был составлен контент-план и наполнением группы ежедневно занимался я. Спустя 5 месяцев было принято решение найти редактора. Работает и по сей день на удалёнке.
Ценообразование
В каждом населенном пункте мы разрабатываем индивидуальные прайс-листы, то есть учитываем условия рынка.
На протяжении 8-ми месяцев прайс-лист был единый, состоящий из 3х тарифов: Эконом, Золотой, Платиновый.
В Шексне наибольшей популярностью пользуются тарифы: Эконом и Золотой. В Череповце: Золотой и Платиновый.
В июле 2016 г. принял решение повысить цены на 50 р., никто из клиентов не отказался от рекламы. А также установил минимальный срок размещения и оплаты - 3 месяца. Тем временем в городе тарифы стали выше на 100 рублей.
Из доп. услуг:
- Первоначальное оформление и наполнение компании (все покупают);
- Создание сайта на базе Hilook. Примеры работ: Интернет-магазин, Агентство недвижимости;
- Услуги дизайнера.
Кому интересны подробные цены - на сайте представлен прайс-лист.
Продажа 30-ти рекламных мест за 25 дней
Перед созданием сайта уже 10 клиентов подтвердили платное размещение, поэтому оставалось только провести презентацию, заключить договор и выставить счет. Остальных клиентов я искал, посредством обхода торговых центров и офисов. Поселок маленький, за 10 минут на машине можно добраться из района в район.Больше половины месяца статистика сайта имела смешные цифры.Ощутимый подъем в 1 день, который вы видите на графике, дало открытие Кинотеатра - ошеломительное событие для посёлка городского типа. До официального открытия я договорился с управляющим кинотеатра о размещении расписания на нашем сайте по взаимозачету, взамен получил место под наружную рекламу. Первоначально расписание сеансов было только на Hilook.ru, мы раскидали по своим группам + заспамили в комментариях другие популярные группы Шексны. Таким образом сохранили статистику на уровне 150 уникальных посетителей в сутки.
На 1 ноября пересчитал выручку - 26 930 р. Был беспредельно рад такой сумме, так как официальная заработная плата составляла 20 000 р.
Взаимозачет вообще отдельная тема. Бесплатно: посещаю тренажерный зал, размещаю рекламу на уличном пилларсе.
Запуск сайта в городе Череповец
После прихода редактора на удалёнке я пустился во все тяжкие в город Череповец по той же схеме. Начал совершать холодные звонки из дома, конверсия была неплохая 1 к 20, но мне всё равно не удавалось регулярно звонить: ежедневное наполнение сайта и группы, совмещение с наёмной работой давали сбой в графике.
То УТП, которое являлось в Шексне, в городе было не актуальным, в виду конкурентных сайтов, как минимум двух. К тому же предприниматели по горло насыщены рекламными предложениями по телефону. Решил нанять за % менеджера по продажам на удалёнке, попробовал 2х человек: не продержались и 1 недели. Как оказалось - провальный опыт. К тому же, должность неблагодарная - холодные звонки. Не каждый переступит через себя. Согласен, что многое зависит от руководителя. Сколько помню себя - сам долго настраивался на холодные продажи, читал книги, тренировался, было нелегко, но желание раскручивать свой собственный бренд превышало весь дискомфорт, который испытывал.
В апреле 2016 г. уволился с наёмной работы, после чего 2 месяца плыл по течению и не мог поверить своему счастью - свободе, к которой стремился 1,5 года. 1 октября 2015 г. поставил цель: создать финансовую подушку безопасности, в феврале 2016 г. получить диплом, в марте взять очередной отпуск, в апреле уволиться. Цель выполнена в срок без финансовых потерь!
Запуск сайта в городе Вологда
Не сделав вывод о неудачном опыте в Череповце, решил в июле запустить сайт в Вологде. Хотя прекрасно знал, что от перестановки слагаемых сумма не меняется. Тот же самый город с конкурентами.
Стал заниматься наполнением 2-мя группами + совершал холодные звонки в Вологде, ездил на встречи (80 км от Шексны, где до сих пор проживал). За 1 месяц совершил 5 продаж средним чеком - 3350 р. Один клиент по сей день покупает рекламу.
В этом же месяце понял: для города каталога компаний недостаточно. Людям нужно больше информации, живой контент. В-первую очередь, сайт должен дорасти хотя бы до уровня конкурентов по количеству предложенного контента и только после того внедрять конкурентные преимущества.
Принял решение создать вкладки: афиша и новости.
В конце августа приостановил звонки в Вологду и начал копаться в себе: что делаю не так. Обычно в такие дни активно потреблял новую информацию: чтение книг, просмотр видео, искал ответы на свои вопросы.
Новые вкладки: афиша и новости
В конце июля уже согласовывал макеты, после чего ребята из Webest приступили к вёрстке.
В сентябре вёрстка была сформирована + слегка видоизменили сайт: добавили справа выпадающее меню. Актуально на ноутбуках. На больших экранах развернуто по умолчанию.
Тем временем в этом же месяце я заработал в Шексне 50 000 р.
В разделе "Новые компании" уменьшили количество с 12 до 8, в карточках компаний увеличили шрифт номера телефона, нижнюю шапку сайта сделали более удобной.
В августе средняя статистика составила 170 уникальных посетителей в сутки.
В начале октября после запуска афиши и новостей произошел очевидный рост. Средняя посещаемость - 287.
Афишу рекламировали в основном через социальные сети. Увеличили число публикаций новостей.
Снятие офиса, первый сотрудник
В ноябре 2016 г. принял решение нанять контент-менеджера на наполнение сайта и групп в 3х населенных пунктах: Шексна, Череповец, Вологда. Хочу обратить внимание, что я ни на один день не прерывал наполняемость контентом.
Объявление о поиске сотрудника выложил в личный блог. Откликнулся знакомый, предложил свою девушку без опыта в данной отрасли. Почему бы и нет. 2 недели стажировки и на сегодняшний день великолепно справляется со своими обязанностями.
Снял в Череповце у Smm-агентства Shotrise, полностью оборудованное рабочее место: стол, стул, ПК. Сам в офис приезжал 2 раза в неделю: провести планёрку, поставить задачи, ответить на вопросы. Тем временем занимался составлением плана по построению отдела продаж в Череповце: скрипты, звонки, коммерческое предложение.
После нового года мы получили ощутимый рост в посещаемости сайта. 1 - 8 января статистика стабильно держала цифры: 700 - 800, за счет просмотра афиши. Это очевидно, что людям нужны были развлечения в праздники.
Статистика сохранила свои позиции в диапазоне 500 - 900 уникальных посетителей в сутки.
Открытие нового офиса
В декабре было принято решение объединиться и снять один офис 4-мя компаниями: Webest, Shotrise, Hilook и Onestart.
После новогодних праздников мы успешно нашли просторное помещение, в котором разместились в феврале 2017 г.
Найм второго сотрудника
По составленному плану в марте я должен был нанять оператора Call-центра на холодные звонки. По срокам и финансовым возможностям совершенно не укладывался. На свой страх и риск выложил объявление в блоге, откликнулся знакомый и предложил свою девушку, которая работала в Ростелекоме. Провел собеседование, приступила к работе. Каждую неделю редактируем скрипты продаж, внедряем новые инструменты по преодолению возражений. В целом про построение отдела продаж буду писать отдельные статьи. Пока рано об этом говорить.
Чем занимаюсь сейчас
На днях перебрался на постоянное место жительства в г. Череповец.
- Получаю лидов от оператора Call-центра, встречаюсь с клиентами, провожу презентации, заключаю договора, выставляю счета, постоянно внедряю новые маркетинговые инструменты для привлечения аудитории на сайт и клиентов, каждую неделю частично видоизменяю контент-план группы VK;
- Руковожу SMM-агентством Shotrise, поиск клиентов, встречи, принимаю активное участие в разработке проектов, маркетинговая стратегия компании;
- Частично занимаюсь наружной рекламой на транспорте в п. Шексна;
- Занимаюсь наружной рекламой на пилларсах в торговых центрах.
Общий ответ на комментарии к предыдущей статье
Пишите реальные советы и по-существу. Выброс необоснованной критики игнорирую.
Иногда складывается впечатление, что критики заставляют тебя закрыть бизнес и не заниматься больше этим вообще. По сути сделать то, что они делают.
Я всю жизнь добиваюсь поставленных целей. Личные качества, интересы, характер и взгляды полностью обосновывают это.
Более того, всегда неожиданно получаю больше, чем планирую. Но только в том случае, если с головой погружен в идею. И дураку известно, что человек в любом случае придёт к какому-нибудь результату, если будет ежедневно трудиться над проектом и внедрять новые небольшие инструменты, как минимум каждые 24 часа. Это не относится к тем, кто надеется в успешности своей невостребованной гипотезы. Нужно реальным взглядом смотреть на мир и существующий рынок, исходя из этого подстраиваться под потребности конечного потребителя.
Если в поселке городского типа у меня всё идет великолепно, то в городе возникли трудности. Следовательно, необходимо что-то делать, чтобы, как минимум встать наравне с конкурентами, а затем и перешагнуть их, посредством создания инновационных дополнений. Составил план, появились новые гипотезы, существование которых успешно пользуется спросом на других сайтах. Значит нужно делать тоже самое, но немного лучше.
Проблемные места я прекрасно знаю, поисковая выдача тому не исключение. Вывод: SEO-продвижение. Такой подход использую с каждым минусом сайта, который сейчас присутствует. Всё сразу внедрить невозможно! Инвестиции привлекать не желаю. Хочу сам пройти все этапы успешного развития компании, внедряя гипотезы, набивая шишки.
Примерно через 1 месяц сайт получит новый облик, кардинально улучшиться мобильная версия и самое вкусное - создание новой вкладки с 4-мя разделами. Техническое задание уже передано разработчикам.
О дальнейших подробных планах рассказывать не буду. "Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах". Скажу одно, что разработчики будут плотно трудиться на протяжении последующих 12 месяцев.
Исходя из вышесказанных слов принцип следующий:
- создал гипотезу;
- внедрил;
- поделился опытом - написал на spark.ru.
Ничего не мешает делать продажи с нынешним продуктом
Человеческая сущность такова, что большинство критиков всегда ищут изъяны в продукте: "за что предприниматели платят, есть google-каталог, и в таком духе"
Да есть. Пожалуйста, я не возражаю. Пусть размещаются в других каталогах. Мне без разницы.
Факт: мы каждый день совершаем попытку продажи. Клиенты покупают, остаются довольны, продолжают сотрудничество. Отзывы брал только 1 раз, на 2-ой месяц после запуска Hilook. Сейчас клиенты сами пишут.
Наша цель - создать востребованный функциональный городской интернет-портал, с индивидуальным подходом к каждому населенному пункту от небольших до крупных городов, в которых Hiloоk.ru откроет свои двери. Сейчас мы готовы открыться в любом небольшом городе численность населения 20 000 - 50 000 человек, поделиться опытом. Желающие могут написать мне через личный блог.
Это не сказка, а реальный кейс предпринимателя из посёлка городского типа. Мы сами себе ставим границы, критикуем - значит по отношению к себе привлекаем точно такую же энергию, которая будет мешать своему развитию. Добиться в жизни можно всего, что только пожелаешь, учитывая при этом реальность существующего мира.
Ещё на 5 - 10 статей для spark'a опыта и практики предостаточно. Про личный блог напишу в следующих материалах.
Благодарю за внимание.