Этап 3. Масштабирование на все торговые точки сети
Прежде чем приступить к этому этапы, мы предупреждаем заказчика о возможном сопротивлении коллектива. И рекомендуем проделать предварительную работу: создать рабочую группу из 5-6 сотрудников, которая будет контролировать процесс внедрения, помогать и поддерживать, что-то разъяснять коллегам. Это должны быть самые лояльные и прогрессивные люди, которые при этом пользуются авторитетом у коллектива.
В первую очередь, важно их замотивировать и обучить пользоваться системой автоматизации, а затем приступать к полноценному внедрению во всю сеть.
Определяемся с графиком перевода всех торговых точек на автозаказ. Выполняем этапы пилотного проекта на всей рознице. Следим за динамикой редактирования заказов сотрудниками на каждой точке, корректируем работу системы автозаказа под каждую отдельную точку. Добиваемся положительной динамики выявленных показателей. Рассчитываем финансовый эффект от внедрения автозаказа. Утверждаем план развития системы управления запасами и ассортиментом. Формируем документацию для участников проекта: инструкции, регламенты. На этом этапе мы также подключаем круглосуточную линию поддержки, куда может обратиться любой сотрудник нашего клиента и получить решение.
Как пройти через саботаж сотрудников За 10 лет внедрения систем автоматизации я пришел к тому, что все компании глобально можно поделить на две категории:
первая — закупками в компании занимаются до 2 человек,
вторая — закупками в компании занимается целый коллектив.
И у каждой из этих категорий есть своя специфика и риски для бизнеса. В зависимости от этого выбираем дальнейшие действия по работе с коллективом.
Как пройти через саботаж при внедрении, где закупками занимаются до 2 человек. Примеры из жизни Если закупками занимаются 1–2 человека, то естественно, они «зашиваются» от количества работы.
Как двигается внедрение. Поначалу внедрение Автозаказа их даже радует, ведь уходит большая часть текучки: вместо составления ежедневных отчетов, ведения переписок с поставщиками и оформления заказов им остается только контролировать работу системы.
Затем возникает психологический дискомфорт: сотрудник, который чувствовал себя крайне важным и нужным, становится заменимым. Система справляется с работой быстрее и точнее, а значит, возникает риск увольнения или снижения зарплаты.
Как сотрудники саботируют работу. Они начинают искать и даже придумывать ошибки и недоработки системы автоматизации. Основная цель таких действий — доказать руководству, что программа работает хуже человека. А значит, сотрудника не нужно сокращать.
Решение. Шаг 1. Показать сотруднику, что он по-прежнему важен и нужен компании. Его не уволят из-за системы автоматизации, скорее он пойдет на повышение и будет заниматься задачами более высокого порядка. Что можно сделать:
проводить общие собрания и обозначать важность и функцию сотрудника для всего коллектива и бизнеса, подчеркивать исключительность,
формально сменить должность сотрудников после внедрения системы автоматизации, как-бы повысить их,
обучать принимать решения более высокого порядка, заниматься стратегическими и интересными задачами. Обращать внимание сотрудников на это.
Шаг 2. Показать выгоду от внедрения — как для всего бизнеса, так и лично для сотрудника. Это важно, чтобы замотивировать сотрудника пользоваться всеми преимуществами системы автоматизации.
Обычно мы для этого устраиваем разборы основных бизнес-показателей — показываем графики с конкретными цифрами и проводим анализ, какую выгоду получил бизнес за месяц или другой срок внедрения.
А нашему заказчику рекомендуем обновить функционал и систему мотивации сотрудников, сделать ее поступательной. Опираться на то, что они в течение 3 месяцев перейдут на систему и начнут тратить меньше времени на сбор закупок. А значит, смогут заниматься другими, более важными для бизнеса задачами.
После нескольких таких разборов персонал начинает видеть ценность автоматизации, перестает саботировать и с интересом ее осваивает.
Как пройти через саботаж при внедрении, где закупками занимается большая команда. Примеры из жизни Сложнее обстоят дела в компаниях, где большой штат закупщиков, категорийщиков и менеджеров.
Как двигается внедрение. В таком коллективе образуются три лагеря: сторонников Автозаказа, противников и равнодушных к изменениям. Третья группа не вступает в споры, но и не радуются происходящим нововведениям.
Как сотрудники саботируют работу. Группа негативно настроенных сотрудников всячески саботирует пилотный проект, пытается доказать его неэффективность. Работа с ними усложняется тем, что это не один человек, а несколько. Они поддерживают друг друга на совещаниях, совместно настраивают руководителя против системы автоматизации Под таким давлением у владельца часто возникает искажение: «если недовольны несколько человек, значит программа действительно плохая».
Решение. Шаг 1. Выходим на взаимодействие с лицом, принимающим решения. Это важно для того, чтобы всю информацию о работе Автозаказа, которая будет поступать к нему от подчиненных, он мог перепроверить и обсудить непосредственно с нами.
Шаг 2. Находим тех работников, кто готов внедрять новую систему, кому нравится идея автоматизации. И начинаем их поощрять — как с нашей стороны, так и со стороны руководства.
Шаг 3. Привлекаем сторонников Автозаказа к сотрудничеству. Помогаем им улучшить качество работы и повысить их личные показатели работы.
Разбираем упущенную выручку. Наши аналитики проводят дополнительный разбор действий конкретного сотрудника и помогают ему улучшить результат. Например, пройти максимально ровно периоды праздников и выходных, разобрать случаи спонтанного спроса и увидеть точки роста прибыли в конкретной торговой точке.
Объясняем странные периоды статистики. Допустим, специалист видит, что в магазине нет какой-то позиции, хотя заказ на этот товар был сделан. Мы помогаем разобраться в таких ситуациях: связываемся с поставщиком и товароведом. Иногда выясняется, что отсутствие продукции — не вина закупщика и не сбой в работе системы: ее просто не выставили в торговом зале.
Показываем, как помочь системе действовать эффективнее. Наш аналитик делает подробный анализ работы на конкретном участке и подсказывает сотруднику, какие ручные настройки повысят результат. Это не значит, что Автозаказ без дополнительных поправок неэффективен. Просто в алгоритм программы «зашит» не только поиск оптимального варианта, но и обеспечение безопасности и бесперебойной работы магазина. Грубо говоря, программа перестраховывается, за счет чего выбирает не самые эффективные решения, и их всегда вручную можно «подкрутить».
Шаг 4. Когда часть коллектива начинает успешно работать и показывать высокие результаты, то у руководителя и саботирующих сотрудников пропадают сомнения в необходимости Автозаказа.
Как завершается внедрение системы автоматизации Внедрение можно считать успешным, когда 98% персонала активно использует программу в своей работе.
Мы стараемся ускорить этот процесс и помогаем тем, кто хочет с нами сотрудничать. Такие работники быстро добиваются лучших показателей, у них не бывает срывов в поставках. Они работают эффективнее и делают меньше ошибок по сравнению с теми, кто саботирует новую программу. Руководитель тоже замечает положительную динамику и активно поощряет тех, кто осваивает наш сервис.
Это служит отличной мотивацией для остальных, и они начинают перенимать опыт более успешных коллег — соглашаются с нами сотрудничать. «Негативщики» остаются в меньшинстве. Им приходится либо смириться с новым порядком, либо уволиться. Если же рабочие споры продолжаются, то их решают два фактора:
Обстоятельный разбор ситуации по принципу «торговая точка+номенклатура+дата». Обычно конкретные цифры быстро вносят ясность для руководителя и дают исчерпывающий ответ по предмету спора. Работа любого сотрудника при внедрении Автозаказа становится прозрачной, и мы всегда знаем, как подсветить его недочеты. Пишите в комментариях, с какими еще трудностями вы сталкивались при внедрении новых программных решений?