Пока сотрудники используют экстрасенсорные способности при заказе товаров на точку, до 40% выручки исчезает. Что делать?
Сотрудники тратят время на 1С, прогноз спроса на отдельных точках, с утра до вечера создают заказы.
Меня зовут Михаил Климов, мы в компании Headline разрабатываем сервисы для автоматизации торговли малого бизнеса. Автозаказ — один из них.
Главная проблема: сотрудники, действуя по наитию, заказывают либо много, либо мало товара на точку.
В результате владелец попадает в сложную ситуацию: заказали мало — пустая полка, если слишком много, товар не продается — нечем платить поставщикам, кассовые разрывы, упущенная выручка владельца растет. К тому же, становится очевидно, что сотрудники сидят на откатах от поставщиков.
Но найти причину кризисной ситуации без автоматизированной системы крайне сложно:
- торговых точек много, как и сотрудников на них,
- сотрудники разные, кто-то считает, что невозможно корректно посчитать учетные остатки,
- нужно закапываться в документы и отчеты,
- приходится анализировать ситуацию на каждой точке, а это отнимает время.
Поэтому владельцу приходится тушить пожары и решать проблемы по мере поступления без какого-либо системного подхода.
Крупные компании решают эти вопросы внедрением софта. И работает это просто: чтобы найти причины перебоев и устранить их, нужен подробный анализ работы за продолжительный период. Важно проследить, как меняется спрос, проверить логистические цепочки, найти ошибки в формировании заказов и устранить их.
Малый и средний бизнес тоже так может и это не будет стоить космических денег, а вернет инвестиции в течение ближайших 3-х месяцев.
Откуда я это знаю: от наших клиентов.
После внедрения Автозаказа у розничной сети ВоблыБир (90 торговых точек) за первые 2 месяца снижен уровень излишков на 30%, выявлены причины возникновения дефицита и излишков.
В группе компаний «Комос» (350 фирменных магазинов) уровень списания по просрочке снизился на 70%.
В сети магазинов Братский (11 торговых точек) повышен уровень присутствия на полке матричных товаров с 80% до 95%.
Но владельцы не торопятся внедрять шайтан-машину, обосновывая это разными сложностями и причинами.
Я собрал все мифы относительно автоматизации для торгово-розничного бизнеса в этом тексте, а потом разобрал по полкам. Чтобы читателю было понятно, в каком случае внедрять, а в каком — страдать.
Миф 1. Мне нужно отдать кучу денег за софт, а потом потратить кучу времени на внедрение
Это неправда. У разных сервисов по-разному, но это никогда не занимает много времени. Обычно ИТ-компании стараются позаботиться о том, чтобы клиент сразу зарабатывал на ИТ-решениях.
Расскажу на примере внедрения нашего сервиса Автозаказ.
За полдня мы настраиваем интеграцию сервиса. Если торговая сеть работает на любой конфигурации 1С.
Цена: бесплатно.
За 2-5 дней запускаем пилотный проект, в котором программа настраивается под специфику клиента и формируются первые автоматические заказы.
Цена: бесплатно.
Дальше время внедрения зависит от периодичности поставок товара на точку. Чем выше оборачиваемость товарного запаса, тем быстрее виден результат.
Цена: подключение Автозаказа — 4500₽. Ежемесячное сопровождение одной торговой точки — до 3000 ₽.
По нашему опыту внедрение программного решения окупается 3 месяца. Опять же, зависит от периодичности поставок товара на точку. Например, если поставка каждый день — результаты вы увидите в течение месяца. Если товарные запасы пополняются от 2 до 7 дней, проект окупается за 1,5–2 месяца.
Миф 2. Автоматизацию эффективно внедрять только крупному бизнесу от 10 торговых точек. Только тогда полученная прибыль перекроет затраты на внедрение программы
В этом утверждении есть доля правды. Мы действительно отговариваем компании, у которых меньше 10 торговых точек, потому что нам элементарно будет недостаточно данных для анализа информации. На маленьких объемах предприниматель и сам способен эффективно управлять заказами и контролировать работу персонала.
Но крупный бизнес не становится крупным, пока не решит ряд обязательных задач, а управление товарными запасами — одна из них.
На старте пилотного проекта мы берем конкретную торговую точку и настраиваем выгрузку статистики по продажам и остаткам товара. Запускаем пилотный проект. И на этом этапе нам важны 2 показателя, за которыми и кроется эффективность внедрения автоматизации: Наша задача на старте — не просесть по 1 показателю и повысить 2 показатель. То есть, у нас есть верхняя и нижняя границы, которые зависят от глубины товарного запаса. Сейчас все будет понятно, следите за мыслью. Чем чаще вы возите товар в точку, тем в меньшем количестве вам его нужно держать. Давайте представим такую ситуацию. Вы возите товар раз в неделю — и вам приходится держать на точке товара на 2 миллиона рублей, с них вы заработаете валовую прибыль 300 тысяч рублей. А если вы будете возить товар каждый день, вы можете сделать эти же самые продажи на 500 тысячах, а не на 2 миллионах. Да, возрастут транспортные расходы на более частых поставках, но поверьте, это не так страшно по сравнению с теми результатами, которые вы будете получать. Вот удачный пример сотрудничества нашей компании с представителем малого бизнеса — компанией «Хмель». В ее розничную сеть ходит всего 22 торговые точки. После внедрения Автозаказа: Это неправда. Уже в первые 3 месяца рентабельность торговой точки в магазинах розницы увеличивается, в среднем, на 30%. Звучит сказочно, но когда раскладываешь на показатели, все становится понятно. Здесь все снова зависит от периодичности поставок товара. Рассмотрим на примере трех периодов поставки: Почему минимальный период окупаемости 2 недели? В розничной торговле в выходные продается больше товара, в будни — меньше. Система реагирует на пиковые дни, фиксирует, куда стремятся остатки. В итоге в выходные товарный остаток не падает в ноль. Когда клиент понимает, что держит товара в точке меньше, чем он держал до старта пилотного проекта, обычно на этом начинается обсуждение стоимости масштабирования. Мы посчитали основные экономические показатели работы розничных точек после внедрения Автозаказа в разрезе тех самых 2 показателей из второго мифа. У всех наших клиентов наблюдается рост по обоим показателям. Дополнительные средства, которые получает предприниматель, гораздо больше, чем затраты на установку и обслуживание сервиса. Да, сопротивление есть и будет. Это нормально, любой здоровый человек сопротивляется изменениям. У этой проблемы есть решение, об этом мы уже писали в этой статье. Если коротко: сопротивление новым правилам в основном возникает у тех, кому страшно потерять работу из-за низкой продуктивности или частых ошибок. Многие боятся быть пойманными на откатах и умышленных действиях во вред компании. Поэтому часть сотрудников увольняется в период внедрения автоматизации.Миф 3. Результаты внедрения автоматизации будут видны не скоро
Сеть магазинов Питьсбург Темное и Светлое Мордовская водка Золотая табакерка Оборачиваемость средств +60 % +20 % +23 % +23 % Надежность присутствия товаров на полке +40 % +40 % +35 % +35 % Миф 4. Сотрудники сопротивляются нововведениям. Проще вести бизнес старыми способами, чем перейти на автоматизацию