Почему digital агентства не любят работать со стартапами?
Существует множество объективных причин на такое отношение к стартаперам. Самые классические случаи из опыта AstraMediaGroup:
1. «Потрясающие идеи». Стартаперы постоянно изобретают какие-то велосипеды, и зачем-то все усложняют. Любому здравомыслящему человеку становится понятно, что «взлететь» такое решение не может.
Избранные кейсы:
- «Отличие в том, что у нас будет фильтр выбора товара в виде каскадных таблиц, идею мы уже запатентовали».
- «Все отлично спроектировано, только теперь нужно добавить новые пункты в горизонтальное меню, мы за это время уточнили концепцию продукта».
- «Мы уже всю внутреннюю составляющую реализовали, теперь не можем понять, как с ней будут работать пользователи. Вам нужно только прикрутить интерфейс, и всё».
- «Хотим вау-эффект от сайта, но уникальности у нас в бизнесе никакой нет, создайте ее благодаря дизайну».
2. Зависть и клептомания. Часто стартапера на подвиги толкает зависть. Мы живем в информационной среде, где постоянно рассказывают истории успеха, в то время как о провалах говорить не принято. В итоге человек, который хочет быстро заработать, начинает необдуманно перенимать всё подряд из этих историй успеха.
И снова кейсы:
- «Оцените, сколько нам будет стоить создание системы как у AliExpress с добавлением функций из Facebook?»
- «Мы будем продавать товары с Амазона с наценкой, поэтому нам нужна витрина, которая будет автоматически дублировать их каталог. Мы же cможем быстро скопировать функциональность с Авито?»
- «Сделайте поиск в шапке. Что значит, как он должен работать? Как поисковая система Яндекса!».
- «Нам нравится фишка тут и примочка там. Давайте соединим их и добавим функциональность отсюда?»
3. Деньги и их отсутствие. Есть две принципиально противоположных ситуации, с которыми обычно приходится сталкиваться. Первая – «Деньги не проблема, нам бюджет нужно освоить», но гораздо чаще встречается другая: «Денег нет, но очень хочется, давайте мы с вами как-то договоримся».
И снова избранные цитаты:
- «У нас есть инвестор, поэтому деньги не проблема. Он будет оценивать вашу работу и принимать решение об оплате». Для агентства это значит: «Вы пока работайте, а кто-то по факту примет решение».
- «Мы понимаем, что наши требования сейчас недостаточно четкие, много неопределенности, мы многого сами пока не решили. Но все же назовите точную сумму, нам нужно планировать бюджет».
- «Нет, agile нам не подходит. Как мы можем работать, не понимая сколько это будет стоить?»
- «Бюджета нет. Как насчет разделения прибыли, при условии, если вы нам ее обеспечите?». То есть агентство самостоятельно должно доработать идею, составить бизнес-план, запустить площадку, и если всё будет хорошо сделано, то агентство получит свой 1% J
4. Ну и последнее - амбиции и лень. С одной стороны, стартапер должен быть мечтателем, иначе он не поднимет свое дело никогда в жизни. И каждый, естественно, мечтает стать новым Цукербергом и оставить след во Вселенной. Но при этом, чаще всего, это сочетается с катастрофической ленью. Выглядит это примерно так: мы с инвестором договоримся, агентство-подрядчика найдем – они всё сделают, а сам я не хочу ничего решать. Это определенная ментальность, которая процветает в стартаперской среде - быть предпринимателем значит иметь источник халявных денег. Но упорно работать по 14 часов в день как Цукерберг и его команда многие не хотят.
Извечный вопрос: что делать?
- На самом деле, диджитал агентства хотели бы вас любить. Как показывает практика, есть достаточно много дельных стартапов и много талантливых ребят, которые могут построить работающий и успешный бизнес. Вот несколько советов, как сделать, чтобы вас начали любить и иногда даже рассматривать варианты разделения прибыли.
Итак, план победы:
- Потрясающие идеи. Сначала проверьте «потрясающую идею». Для этого есть быстрые прототипы и потенциальные пользователи. Нужны подтверждения, что ваш продукт действительно пользуется спросом. Первые продажи, предзаказы – хоть какой-то интерес. Убедитесь, что у вас есть аудитория, и ваш продукт кому-то нужен. Вменяемый бизнес-план и маркетинг – вещи, которые должны лежать в основе всего. Без этого ни одна потрясающая идея всерьез рассматриваться не будет.
- Зависть и клептомания. Не теряйте связи с реальностью. Спрашивайте, если не знаете чего-то. Попросите оценить функциональность – подъемно ли это вообще. Перенимайте идеи с умом. Старайтесь искать истории провалов, анализируйте их, делайте выводы. Это отрезвляет.
- Деньги и их отсутствие. Тут всё просто: не пытайтесь заказать то, что не сможете оплатить. Ведите себя как взрослый бизнес - за взятые обязательства нужно отвечать.
- Амбиции и лень. Чтобы оставить след во Вселенной, нужно как следует поработать. На 10 Цукербергов приходится 6 000 000 «неудачников». Статистически у вас очень низкие шансы. 80% успеха – это труд. 20% – удача. Но при этом без этих 20% процентов успех практически невозможен. По статистике, в Силиконовой долине, где инфраструктура стартапов особенно хороша, до альфы доживает только каждый шестой продукт. У нас еще хуже. Попасть в нужное место, в нужное время, с нужным продуктом, с нужными людьми – это колоссальная удача, будьте готовы к тому, что вам не повезет.
Материал подготовлен в рамках мероприятия iDoMa по теме digital, самого домашнего мероприятия iDealMachine.