Лайфхаки в сфере развития фуд стартапов
История проекта
Изначально проект был создан для группы компаний i-Free в 2013 году. Питание большого штата сотрудников там было организовано по талонам, пока компании не пришла в голову идея привязать все к карточкам-пропускам. В результате были достигнуты договоренности с кафе, с которыми у компании уже были заключены прямые договоры, об установке у них считывателей, и так вскоре появился проект «наЛанч».
Как это работает?
Идея пришла из Европы и США, где сотрудники уже давно питаются по карточкам. i-Free стал первым сервисом, который внедрил эту схему в России.
В нашей стране питание в компаниях обычно либо никак не организовано, либо завязано на талоны, что крайне неудобно для подсчета и фиксации. «наЛанч» разработала интерфейс, который позволяет работодателю управлять компенсациями сотрудника, выгружать отчеты, видеть, сколько, когда и где сотрудник потратил своих средств, а сколько — компании.
Первыми клиентами «наЛанч» стали компании, которые понимают, что такое NFC и как это работает. Среди них: Вконтакте, Одноклассники, Mail.ru, Lanсk Telecom, Nevosoft. Большинство, конечно, из IT сферы, но сейчас уже ведется взаимодействие и с другими отраслями.
В каждом ресторане из партнерской сети, а их более 100, установлен терминал. Выглядит он как обычный банковский, а оплата проходит за 1 секунду, так как нет необходимости ждать ответ от банка. Терминалы закупаются в Китае, так как в России никто аппараты с NFC считывателями не производит.
Услуги
Первый продукт — карты. Второй — доставка. Во-первых, одной ниши проекту показалось мало, а во-вторых, есть немало компаний, расположенных вблизи КАДа или в промзонах, где выбора совсем нет.
В итоге методом проб и ошибок была создана система, аналогов которой нет. Это личный кабинет с удобным интерфейсом, в котором человек сразу может оформить заказ на один, два или семь дней вперед, а информация с собранными заказами автоматом попадает к поставщику.
Лайфхаки при развитии фуд проектов
•Максимально оцените нишу, которую вы хотите занять. Если ее приходится создавать самим, как это было в случае «наЛанч», потребуется время для накопления информации и подтверждения или опровержения гипотез. Получить сведения о том, как организовано питание в той или иной фирме, можно только из hh.ru, job.ru и других подобных источников. Поэтому мы сами формировали пул компаний, предоставляющих компенсацию на питание, методом «холодных» звонков. В городе таких компаний порядка полутора тысяч, при этом часть из них располагаются, например, на территории заводов и имеют своих поваров.
•Учитесь использовать аутсорс. Это дешевле и эффективнее.
•Тестируйте каждую гипотезу о продукте на своей команде. Это поможет понять востребованность идеи.
•В плане технологичности смотрите на пять лет вперед и помните, что будущее за бестерминальной оплатой.
•Работайте с заблуждениями и правильно позиционируйте себя. Например, сегодня «наЛанч» воспринимается как сервис, который в том числе отвечает и за качество еды. Но мы IT-компания и предлагаем только интерфейс, который помогает управлять расходами.
•Клиентский сервис очень важен, поэтому вкладывайте ресурсы и уделяйте этому особое внимание.
•Не пренебрегайте маркетингом: у рынка должна быть информация о продукте и сформированная потребность в нем.
Лайфхаки по работе с ресторанами:
•Важно знакомиться с собственниками бизнеса. Постоянная смена штата в ресторанах — обычное дело, и при колоссальной текучке вы рискуете растерять с ними контакты.
•Заключая договор, помните, что качество обслуживания должно быть на высоком уровне, ведь все жалобы в итоге соберете именно вы. Когда мы создали доставку, вся обработка запросов и комментариев стала идти через нас.
•В случае доставки очень важна упаковка. Избежать неприятных ситуаций из разряда «не положили вилку» можно, имея хорошо налаженный контакт с рестораном. Сто ресторанов — сто хорошо налаженных контактов, иначе они про вас просто забудут.