Как существующие foodtech стартапы решают проблемы и потребности рынка
Исторический экскурс
Большинство «пищевки», работающей на рынке с начала перестройки, было приватизировано сотрудниками предприятий и прошло через технологическую революцию. Парадигма была следующей: директор предприятия ехал на отраслевую выставку, покупал то, чего не было в его регионе, скажем, новую колбасу, потом приобретал эту линию, ставил в своем регионе, и рынок сам ее «вытаскивал».
Те времена прошли, и сейчас необходимо уделять внимание продвижению продукции, чем мы и занимаемся, тесно взаимодействуя на протяжении 6-9 месяцев с сотрудниками, например,молокозавода.Изначально мы стартовали как консультанты, помогали формировать стратегию, но по факту это неэффективно,—она никем не внедряется.
Как все начиналось
Один из главных вопросов для предприятия —какой продукт изготавливать? Если он будет невкусным,потребитель купит его только один раз. Ведь именно упаковка делает первую покупку, а дальше в силу вступают другие факторы — органолептика, цена, свежесть и прочие. Поэтому первое, чем мы начали заниматься на предприятиях, — это ассортимент.
Мы редактировали прайс-лист, создавали для технологов ТЗ на тот или иной продукт и очень быстро столкнулись с их уверенностью в том, что задача нерешаема. Зачастую специалисты из регионов имеют слабое представление о современных технологиях в пищевой промышленности. Например, мы говорили: «Нужно, чтобы батон оставался мягким 7 дней, а колбаса была не естественного серого цвета, а приятного нежно-розового». В ответ мы слышали: «Это невозможно. Мы не знаем, как это сделать».
Первое время мы пытались решить проблему, привлекая специалистов из компаний-поставщиков ингредиентов, которые почти все базируются за рубежом. Несколько раз мы привозили их, а потом решили собрать все ингредиенты в одном месте и предоставить выбор самим технологам. Для удобства мы реализовали смарт-подбор продуктов под конкретную задачу: хочешь удешевить себестоимость сосиски — выбирай одни ингредиенты, хочешь увеличить срок хранения выпечки — используй другие. В итоге мы создали полезный проект, сведя воедино поставщиков ингредиентов и технологов.
Развитие проекта
Вскоре мы осознали, что являемся стартапом и поняли, что нам нужны инвестиции. Мы прошли акселератор iDealMachine, получили от них финансовую поддержку и продолжили развиваться. Сегодня мы уже нацелены на Европу, а ингредиенты можно подбирать под молоко, хлеб, сыр и кондитерские изделия. Поставщики платят нам деньги, мы их размещаем, и все стороны довольны.
Кроме того, совместно с отделением биотехнологий ИТМО мы запустили компаниюпо производству отечественных ингредиентов. Стоимость в нашей продуктовой линейке на 25-30% ниже, чем у западных поставщиков, поэтому мы востребованы.
Перспективные ниши для стартапов
Навскидку можно привести две ниши, освоив которые, можно хорошо развиться.
•Логистика в пищевой промышленности. Здесь необходимо сочетаниеIT-компетенций и бизнес-подхода. В этой нише в России работает ряд зарубежных компаний. Они предлагают решения для заводов, которые обеспечивают быстрое и качественное формирование партий товара и их доставку в торговые точки. Отечественные аналоги у нас отсутствуют, хотя, с моей точки зрения, ничего сложного здесь нет: необходим лишь инженерный подход. Российская компания может запросто создать конкуренцию западным, тем более что европейские решения стоят сейчас неподъемных денег. Оборудование пекарен-кондитерских. В России нет ни одного поставщика решений для оборудования таких заведений. Открывая региональную пекарню-кондитерскую, владелец оказывается перед выбором: либо отличное немецкое оснащение за миллион евро (причем это не столько печки, сколько торгово-демонстрационное оборудование и прилавки), либо местные «кулибинские» разработки, но в этом случае о высоком качестве говорить не приходится. Опять же, фантастической проблемы нет: оборудование типовое, и требуются лишь инженерная мысль и небольшое производство. При появлении такой компании мы с удовольствием будем продавать ее решения по России