редакции
Мне не нужен Чат ЖПТ, чтобы придумывать идеи: как я натренировала креативность

Привет, меня зовут Женя Комова, я руководитель отдела маркетинга Школы ИКРА, автор Telegram-канала «Женя, пили контент». Мы учим команды выполнять задачи любой сложности с помощью инструментов креативного и стратегического мышления. Проводим стратсессии и хакатоны для компаний.
В ноябре я сходила на подкаст Слово за слово и решила, что этот контент должен увидеть свет в виде текста. Но подкаст тоже послушайте, может быть, аудиоформат для вас будет комфортнее.
Что такое креативность?
Креативность — это далеко не про творчество, ожидание музы или еще чего-то. На самом деле, это алгоритм, следуя которому можно прийти к идее, решению проблемы. Самих инструментов существует огромное количество, поэтому можно выбрать среди них любимые или те, которые получаются лучше всего.
При этом сам креативный процесс состоит из этих основных этапов:
- Исследование — изучение темы, сбор информации. Здесь необязательно проводить дорогие исследования. Иногда достаточно элементарных вещей — погуглить, посидеть, провести опрос. Все зависит от уровня сложности вашей проблемы/темы.
- Фокусировка — четкое определение для себя, что именно сейчас нужно решить. Максимально важный этап, пропуская который вы сильно рискуете. Объясню важность фокусировки на примере. В компании возникает идея сделать какой-то конкурс в соцсетях. Команда сразу собирается брейнштормить, генерирует идеи, из которых отбирают что-то подходящее и забирают это в реализацию. Это все хорошо. Но, если сесть и подумать над фокусировкой, можно получить лучший результат. Например, как сделать так, чтобы мы запустили конкурс в соцсетях и получили через него новых подписчиков/увеличение вовлеченности/регистрации на сайте/UGC-контент. То есть, важно определить, что конкретно мы хотим. Таким образом сужаем задачу.
- Генерация — придумывание, накидывание максимального количества идей. Самый активный и приятный этап. Один из самых распространенных и понятных для всех инструментов здесь — брейншторм.
- Фильтрация — отбор идей. Для этого здорово сначала выбрать критерии (бюджет, сроки реализации и пр.). В результате остаётся 2-3 варианта. Дальше можно просто прислушаться к сердцу. Наверняка какой-то из них будет больше драйвить команду. Вот его и нужно брать в работу.
- Приземление — доведение идеи до ума. Что-то придуманное на этапе генерации может быть немного нереальным, недоработанным. Приземление идеи на свой проект позволяет докрутить, учесть все вводные, сроки и тд.
Важно: последние два пункта могут меняться местами или сливаться в один этап у тех, кто уже давно и на автомате проходит их.
Еще
раз хочу сделать акцент на важности 2 этапа. Его никак нельзя пропускать. Ладно уж, вы можете отбросить этап исследования. Но с этапом
фокусировки так нельзя: как только поймете, для чего садитесь что-то придумывать, тогда оно и придумываться будет лучше и фокуснее. Может
и громко звучит, но, думаю, что она нужна всем, независимо от сферы деятельности: от айтишников до копирайтеров. Если перестать путать креативность и творчество, то вопрос отпадет сам собой. Креативность
помогает находить несколько вариантов решения задачи. А рабочие задачи есть у каждого сотрудника, на любой должности и в любой сфере. И вот у него появляются алгоритмы, с помощью которых можно находить решение. Не это ли нужно всем? Важность
креативности подтверждают и исследования в рамках Всемирного экономического форума о востребованных навыках и умениях. В 2015 году по
результатам исследования первые три пункта были: решение проблем, коммуникация, управление людьми. Креативность шла только десятым пунктом. В
2020 году в таком же исследовании она поднялась уже на третье место. Но
при этом на первом так и остался навык «Решение проблем». А решать их помогает та же самая креативность. Она дает необходимые инструменты. Соответственно не нужно ждать вдохновения. Вы просто идете по инструкциям и придумываете. Поскольку я выше уже упомянула про брейнштормы, хочу немного рассказать, что нужно для их эффективности: Организуя
брейншторм, вы должны к нему подготовиться. Если это онлайн-формат, желательно заранее сделать интерактивную доску. В самом начале важно опять же сфокусировать себя и всех участников («Ребят, как нам сделать так, чтобы...»). Теперь
об участниках брейншторма. Я верю в то, что все мы креативны, поэтому на встречу не обязательно звать только людей, которые всегда придумывают
что-то прикольное. Хорошие идеи часто появляются у ребят, за которыми не водится слава классного креатора. При правильной фасилитации брейншторма они могут выдать решения, которые потом пойдут в реализацию.
Вы
только представьте себя на месте такого человека, которого позвали на брейншторм, помогли раскрыться, а предложенную идею (пусть даже и не полностью, а какую-то ее часть) взяли в работу. Это же настолько окрыляет, заставляет верить в себя, в проект. Вероятнее всего он и дальше будет «переть», поскольку появляется огромная мотивация. Мы дополнительно получаем HR-инструмент для поднятия вовлеченности сотрудников. Поэтому я за то, чтобы приглашать разных сотрудников, а если отделы небольшие — вообще собираться всем вместе и дружно работать как команда. Упомянутый
выше брейншторм — это один из множества инструментов. Они есть в каждой
креативной методологии. Для примера приведу CRAFT — сертифицированную методологию, придуманную в ИКРЕ. В ней есть такие инструменты, как: Есть
и более широко известные инструменты. Их можно легко загуглить. Например, через запрос «упражнения для развития креативности». Обычно там предлагаются задания типа «Придумать 10 идей чего-нибудь», «Скрестить ужа-ежа». Но все это более легкие методы, которые скорее помогут вам думать иначе, нестандартно для себя (thinking out of box). Но вряд ли они помогут в решении сложных задач. Для этого нужны более серьезные инструменты, алгоритмы. И именно креативные методологии помогают их находить. У
нас в ИКРЕ есть отдельные карточки синтеза креативных методик. В них на
каждый этап, про которые я говорила выше (исследование, фокусировка, генерация, фильтрация, приземление), каждая методология предлагает свои инструменты. В карточках описаны все необходимые шаги — остается их выполнять. То есть фактически это готовые пошаговые инструкции, следуя которым можно получить креативную идею. Именно наличие этих универсальных инструкций только лишний раз доказывает, что креативность —
это все-таки инструмент, а не вдохновение, музы и прочее. Креативность,
в отличие от творчества, можно прокачивать. Начать можно с легких, элементарных упражнений, про которые я упоминала выше. Хотя они помогут скорее только для разгона креативности. Если же задаться целью подняться
на ступень повыше и разобраться с креативным методологиями, то будет полезно: Мало
просто придумывать и складывать в стол. Нужно уметь и не бояться презентовать свои варианты решения задачи, доносить до руководителя и команды. Например, вы придумали что-то самостоятельно (может в нерабочее
время), а не на брейншторме. Чтобы это звучало убедительно, нужно: Что
касается страха реализации своих идей, здесь тоже есть помощники в его преодолении. Особенно в ситуации, когда вы придумываете что-то для себя и
нет коллег/единомышленников, способных подхватить, докрутить идею. При этом часто закрадываются сомнения стоит ли ее воплощать в жизнь. Чтобы отпустить свои переживания, важно: Именно
поэтому важно не прятать в стол идеи, которые сильно вас заряжают. Нужно пробовать их реализовать и далее прислушиваться к собственным ощущениям. Но
и стоит учитывать, что любой проект (даже самый любимый) в какой-то момент может сделать чуть-чуть больно и отдельные процессы могут превратиться в рутину. И вот тогда на помощь снова придет креативность. С
ней можно вытащить из проекта что-то новенькое, посмотреть под другим углом. И снова вернемся к тому, с чего начали «Как нам сделать так, чтобы...». Так что развивайте креативное мышление. Это полезный навык, который открывает двери к новому опыту, решениям и возможностям! Буду благодарна за подписку на ТГ-КАНАЛ. В нем мы много рассказываем о развитии креативности.

Кому нужна креативность
Как правильно проводить брейнштормы
Инструменты креативного мышления
Как развивать креативность

Как не бояться презентовать и реализовывать идеи