Синдром утёнка и избирательное восприятие – чем они опасны при создании сайта
Синдром утёнка и дизайн/структура вашего сайта
В психологии есть феномен, названный синдромом утёнка (правильнее – «синдром/эффект гусёнка», или импринтинг, запечатление). Подробно описан в книге «Кольцо царя Соломона» австрийским учёным Конрадом Лоренцом. Суть синдрома в том, что человек, столкнувшись с чем-то впервые, в дальнейшем всё будет сравнивать с этим «впервые» и считать его лучшим, что-то вроде первой любви.
Так, многие считают, что мультики в нашем детстве были лучше, а сейчас дети смотрят одних уродов. А вам приходилось слышать фразу «вот в советском союзе!»? Из-за этой же особенности психики нам в магазинах кажется, что вся обувь, которую мы мерили после первой, даже в сравнение не годится, и надо было сразу брать её.
Также и новорожденный утёнок принимает за родную мать первый увиденный живой объект и будет следовать за ним, будь то утка, гусь, кот или канадский учёный.
Такая оценка далека от объективной и по идее в нормально развитом мозге возникать не должна. Но никто не застрахован от этого первобытного инстинкта. Влюбляются в первое увиденное и маленькие, и взрослые, и умные, и не очень, и, к сожалению, заказчики сайтов.
Когда человек задумывает создать сайт, он складывает в голове картинку, как он должен выглядеть, находит пример у конкурента и … зацикливается на нём – на примере, конечно, не на конкуренте. И потом начинается: «А сделайте мне навигацию, как на этом сайте» или «мне нужна карточка товара, как вот здесь», «посмотрите, как тут сделано, давайте так же».
Мы понимаем, что так уж устроен мозг человека. Нам – людям – сложно решиться на что-то новое, неизведанное, когда у нас нет конкретной картинки, образа в голове. Так, девушка, мечтая о принце, наделяет его чертами вполне конкретного человека. Так, покупая квартиру, мы составляем для себя в голове образ на основе того, что уже где-то видели.
Но ваш сайт должен зависеть от чего угодно – от оценки мировых экспертов, от прогнозов на следующий год, от психологии цвета, от луны в фазе тельца, в конце концов, – но не от первого увиденного вами сайта с похожей тематикой.
Да, для сайта есть свои каноны, правила, проверенные опытом, от которых нельзя отказываться. Но ведь всегда можно сделать иначе. Не нужно зацикливаться на чём-то. Надо экспериментировать, искать лучшее решение в вашем конкретном случае, не быть как все.
Помните фразу в одном фильме – «наша официальная позиция в том, что у нас нет официальной позиции»? Так и при создании сайта: если у вас изначально нет чёткой картинки, как должен выглядеть ваш сайт, это не значит, что её совсем нет.
Главное, что у вас должно быть, когда вы идёте заказывать сайт – это понимание, зачем он нужен вам и вашим клиентам. А остальное притянется потом. Мы, например, при создании сайтов используем метод STAR, который очень помогает расставить приоритеты.
Сначала надо сформировать концепцию сайта:
- зачем он нужен;
- какие задачи должен решать (ну, кроме как генерировать лиды);
- что лучшее есть у конкурентов;
- что можно сделать круче.
На основании этого формируется структура будущего сайта сразу с заточкой под SEO. Затем уже формируется дизайн. Анализируется, в каких тонах ваше торговое предложение будет смотреться более выигрышно, на что делать ставку в дизайне: лаконичность и простота, или же что-то солидное, или в официальном стиле, а может – эклектика.
Дизайн подстраивается под структуру, задачи и целевую аудиторию, а не наоборот. И если человек, заказывающий сайт, изначально вбил себе в голову какую-то картинку, очень сложно его переубедить, что вот эти кнопки тут необходимы, поскольку так удобно для людей, а фон такого-то цвета распугает всю аудиторию, потому что текст читать невозможно.
Большая часть того, что должно быть регулярным и систематическим на сайте, относится чисто к SEO: аудит технических и внутренних ошибок, мониторинг поискового трафика, работа со ссылочной массой, составление рекомендаций по улучшению сайта и проверка этих улучшений.
Остальное подгоняется под концепцию, может меняться. А конкуренты что? «Хороший художник заимствует, гениальный – ворует». Понятно, что всё хорошее и правильное уже давно создано до нас. Нам лишь остаётся – перенять хороший опыт, учесть то, что не учли другие.
Избирательное восприятие vs здравый смысл
Под избирательным восприятием психологи понимают особенность психики человека, когда мозг начинает замечать и фиксировать лишь то, что нам стало интересно, начало нас касаться. Вам понравилась какая-то модель машины – и вы тут же начинаете постоянно видеть её на улице. Это как бы «подтверждает» правильность вашего выбора, машина-то, оказывается, вон как популярна!
Девушка узнала, что ждёт ребенка, и сразу начала замечать: вокруг так много беременных. Человек открыл для себя новое понятие и сразу начал слышать его везде – по телевизору, радио, видеть в книгах и газетах. Казалось бы, что в этом плохого? Мозг фильтрует лишнее, не воспринимает то, что всегда рядом, и замечает, только когда это что-то становится интересным. Ничего страшного.
Но именно так рождаются криптовалюты и параноики. Заинтересовался человек биткоином и сразу решил, что об этом все говорят, надо срочно майнить, это модно. Начался у человека насморк, а тут контекстная реклама в Яндексе про какой-нибудь Виброцил пиликает. Ну, всё, за мной следят!!! О ужас!!! Это всемирный заговор! Надо срочно заклеить веб-камеру на ноутбуке!
А на самом деле была осень, сезон простуд, и реклама лекарств от насморка уже месяц как мелькает, но ты её не замечал, пока не простудился. И биткоин уже несколько лет существует, а ты заметил криптобум только сейчас, потому что интересно стало.
Проблема избирательного восприятия в том, что человек перестает здраво оценивать происходящее.
Кажется, что об этом все говорят, что это всем нужно, что это так популярно. Так и с сайтом: у человека зажглась лампочка – «нужен сайт»! И ему кажется, что без сайта теперь не жизнь. Он же у всех есть, обязательно поможет с продажами. Или если уже есть сайт, увидит контекстную рекламу у конкурентов и решает, что ему тоже нужна.
Но любой инструмент маркетинга, а сайт тоже к ним относится, должен использоваться с определенной целью, подстраиваться под ваш тип бизнеса, отвечать какой-либо потребности вашей целевой аудитории. Вы увидели контекстную рекламу конкурентов, но вы не знаете, помогла ли им она.
Вы нашли прикольный сайт конкурентов, но никто вам не скажет, привел ли этот сайт хоть одного клиента. А может им на почту только и сыпятся письма по типу «ах, какой у вас недоработанный сайт, давайте я вам помогу за ваши деньги»?
Мы многое не знаем. Сео, в частности, и интернет-маркетинг в целом зачастую ситуативны, туманны и похожи на прогнозы в гороскопе: у одних сбываются, а у других – нет.
Ваш главный ориентир – это чёткое понимание зачем и для кого вы это делаете. Только так можно подобрать правильные инструменты для решения задачи. Только после этого можно заказывать сайт, а не чтобы был. Только чёткое понимание цели и задач поможет достичь ожидаемого результата. Ведь готовый симпатичный сайт – это тоже результат. Но клиентов-то он не приводит… А разве вы этого хотели?