Ольга Бочкина, руководитель направления PR в компании Инфомаксимум , тезисно о том, почему журналисты и редакторы могут проигнорировать питч, не одобрить комментарий или на корню зарубить статью. Читайте. Запоминайте. Верьте на слово и не повторяйте .
...рассказывает, как не надо делать
Я не открою секрета, что любое взаимодействие компании со СМИ — это выгода для обеих сторон . Это обуславливает ряд не только специфических особенностей, но и элементарных базовых правил:
будьте вежливы и соблюдайте этикет; пунктуальность и оперативность — ваше все; не быть назойливым и не учить друг друга правильно работать. Итак: почему могут отказать в публикации статьи или комментария, как точно не стоит общаться с представителями СМИ и чего ни в коем случае делать не стоит.
Почему могут не принять публикацию Причин множество. От «Не соответствует тематике темы/запроса» до «Мне не нравится фактура». Я приведу самые частые случаи, почему ваш материал/комментарий могут не взять. И да, на некоторых споткнулись и мы сами.
Материал исключительно нативный. Чаще всего такие «скрытые мотивы» раскалываются сразу. И если материал пройдет первую стадию, что маловероятно, то его спокойно может забраковать редактор. Вернее, он будет обязан так сделать, если материал не идет под грифом «Партнерский материал» или «На правах рекламы». Вода вместо частностей и конкретностей . Уважайте читателя, ведь именно он — а не журналист или СМИ — тот, кому вы хотите в конечном итоге оказаться полезным и принести выгоду. Про «Успешная цифровая трансформация возможно только с нашим программным продуктом, который представляет собой мощную инновационную разработку динамично развивающейся компании» и говорить не стоит. Сюда же относим «успешный успех благодаря успеху». Некорректный размер статьи или комментария . Лонгрид вместо материала на 3000 знаков. Или 1500 знаков вместо минимум 6000. Не изучать редакционную политику или не уточнить требования к колонке у журналиста равно взять на себя риск отказа в публикации. Кстати. очень важно уточнять — стоит ли учитывать пробелы или нет.Специфика статьи не соответствует тематике издания . Стремление попасть в издание, которое каждый день посещает огромное количество людей, не имеет смысла, если оно не соответствует повестке материала. Маловероятно, что крупный портал о промышленности заинтересуется темой обновления садовых шлангов. Даже если они очень круты. Материал не соответствует запросу журналиста. Если согласованы тема и тезисы, но в итоге в редакцию вместо кейса с цифрами попадает длинная теоретическая выкладка и бесконечные рассуждения — это прямой путь к отказу.Что нельзя делать, общаясь со СМИ Предлагать один и тот же материал одновременно двум и более СМИ . Тут все понятно. Появление одного и того же материала (а уж если с пометкой «эксклюзив»!!! ) в нескольких источниках — это провал. Во всех смыслах, отношениях и профессиональной деятельности.Отсутствие инсайтов . Даже если поступило несколько схожих запросов, подготовьте отдельный текст для каждого. Копипаста — зло и, кстати, легко обнаруживаемое зло.Писать на общую почту . Очень маловероятно, что ваше письмо заметят. Представьте, что таких как вы — десятки. Или сотни. Особенно с «любимыми всеми» пресс-релизами, что вот там-то и там-то состоялось такое-то мероприятие. Но это уже совсем другая история. Чего не стоит делать при общении с журналистами Обещать то, что заведомо невозможно. Когда вы подтверждаете журналисту, что «точно в 18.00» пришлете информацию, то вы не только берете на себя обязательство выполнить эту работу, но и заставляете журналиста подстраивать свои планы, рассчитывая на вашу фактуру. И если вы объективно понимаете, что материал не при каких обстоятельствах (невозможность подготовить, отсутствие информации или экспертизы и т.д.) не будет готов в срок, не надо ничего обещать. Иначе в следующий раз к вам не обратятся.Навязываться и пытаться везде влезть без мыла. Стараться быть «на карандаше» — похвально, но откровенно надоедать — плохая идея. Скорее, вы добьетесь противоположного эффекта, когда с вами и вашей компанией не захотят иметь никакого дела и занесут в blacklist. Запрашивать обратную связь следует аккуратно, а если человек не ответил вам спустя минуту или час — это значит, что у него тоже есть дела, и не стоит трезвонить ему и уточнять — а получили ли вашу фактуру.Давать пресс-релизы вместо инсайтов. Любой журналист хочет эксклюзив. Ваша задача — предоставить ему всю необходимую информацию, особенно если вас попросили именно об этом. Инсайт. Эксклюзив. Тема интересна. Прекрасно. И отправили пресс-релиз на n+ адресатов. Или, как вариант, соорудили емкий такой релиз обо всем и ни о чем одновременно и направили ожидающему подробного материала журналисту. Или да, классика: «вода» на 15 т.з. Готовьтесь, что обращаться к вам перестанут. Требования согласований по каждому чиху. Один раз это, может, и прокатит. Журналист, скрепя зубы, будет подпиливать материал под ваши требования. Однако, во-первых, в следующий раз контактировать с вами не будут. Во-вторых, материал может потерять свою уникальность и не представлять ровно ничего интересного.Писать километры текста. Прекрасно, что ваш спикер — эксперт, опытный и знающий человек, но если просят коротко (!) прокомментировать что-то, то комментировать надо коротко, а не начинать с «Еще до нашей эры...». Во-первых, журналист потратит кучу времени, чтобы изучить ваш текст и вычленить нужную для себя информацию. Сокращать что-то всегда сложнее, чем дописать. Во-вторых, ничего интересного там может не оказаться, и комментарий вовсе не будет взят в публикацию. В-третьих, время нужно ценить. Особенно чужое. Учитесь писать просто и — волшебное слово — лаконично.