Торговля стала более цивилизованной, культурной, комфортной. Появилось больше доверия к продавцам, а товар стал качественнее. Изменилась сама среда, ось координат сдвинулась и вышла на другой уровень. Маркетплейсы — яркое явление, которое стало заменой тесным рынкам.
Подходишь к первой лавочке на рынке в 8:00, выбираешь, узнаешь цену. Говоришь: «я ещё вернусь к вам», и идешь изучать аналогичные товары к другой лавке. Спустя 2 часа возвращаешься, встаешь ещё раз на картонку, меряешь перед зеркалом, покупаешь. На часах уже 14:00, в лучшем случае. Сколько времени уйдет на те же операции в маркетплейсе? Минут 20-25, сидя за ноутом.
К чему это я? Очевидно, что в 2022г торговля официально перешла в онлайн. Если до этого были ещё сомнения, сравнения, недоверие к онлайну, то ковид стал катализатором и ускорил реакцию во много раз. Я не говорю, что сегодня % сбыта товаров онлайн превышает офлайн. Речь не про статистику, а про изменение в сознании покупателей. «Купить онлайн», «заказать в интернете» — фразы совершенно не вызывающие опаски и недоверия. Ковид — является тем самым изменением в сознании покупателей, скептическое отношение к интернет-магазинам сходит на нет.
При чем здесь SEO (которое хоронят)? Онлайн среда — зеркалит офлайн. Сайт — это магазин, дизайн — его интерьер, текст — продавцы, фото товаров — витрина, покупатели — трафик. Совокупность этих факторов дает кумулятивный эффект в виде конверсии (покупок). В книге Тинькова, Олег описывал как он (естественно самый первый :)) применял рекламу, открывая магазины электроники. Рекламный баннер гласил — Техника — недорого" (или приблизительно так). Этого было достаточно, чтобы люди шли и покупали.маркетплейс в 90-е
Внешние ссылки офлайн магазина со своими анкорами и ключевыми вхождениями
Какие тенденции сейчас (на мой взгляд): SEO стало понятнее. Большинство SEO задач можно увидеть на сайте. Ключевым остается поведенческий фактор, на который влияет юзабилити (удобство), которое в свою очередь можно улучшить при помощи визуальной доработки дизайн блоков. «Прогон по каталогам» — превратился в планомерное развитие аккаунтов на Яндекс/Google бизнес, маркетплейсах, агрегаторах, сервисах. Чем более полную информацию мы предоставляем там, тем больше вероятность перехода на наш сайт, а любая активность на сайте — это поведенческий фактор. Конечно, внутренняя оптимизация (title, descripton, код и т.д.) никуда не делись. Но если брать среднестатистический современный сайт, внутри уже учтены большинство из требований SEO настройки, существует минимальный набор необходимых модулей и возможность поставить дополнительные, а код в целом аккуратен и без проблем индексируется поисковиками. Правила базовой оптимизации стали более понятны не только владельцам, но и разработчикам сайтов. Появилось больше альтернативы. Владелец бизнеса может развивать свой собственный сайт, а может аккаунт в маркетплейсах, где есть свое SEO и своя реклама. Там, кстати, правила игры более честные, всем доступен один и тот же инструментарий в рамках одной системы. В отличии от поисковиков, работающих с внешними факторами, которые создаем мы сами (накрутка ПФ, новые версии кода, новые устройства, сателиты и т.д.) и на основе этого выкатывают новые алгоритмы и фильтры. Это как сравнить работу большого ТЦ со своими отделами и отдельно стоящие магазинчики, от мала до велика. Поэтому с маркетплейсами лучше не бороться, а сотрудничать, используя в качестве дополнительного инструмента продаж. Более требовательный подход к исполнителям. Очень важно видеть бизнес. Сегодня — это главная задача для SEO специалиста. В случае невозможности или нецелесообразности SEO продвижения, уметь предложить альтернативу. Будь то контекстная реклама, SMM и т.д. Не обманывать систему, а думать о пользователях. Все поисковики стремятся дать самую актуальную информацию/предложение. Эта задача является ключевой и никогда не менялась. Не так давно, Яндекс улучшил метрику и теперь показывает все посещения, сделанные роботами, то есть процент серого/черного SEO в разрешенных тематиках стремится к нулю. Вместо того, чтобы искать уязвимости системы, рекомендую потратить силы на более детальную работу с сайтом (здесь я солидарен с «мемной» рекомендацией Яндекса «Продолжайте работать над сайтом»). Проводя параллели с реальным магазином — проще принимать решения. Искусственный интеллект и самообучаемость. Не сегодня. На практике, все эти слова ещё очень далеки от идеала. Системы и сейчас пропускают фейковые отзывы (хотя вероятность существенно снизилась), показывают в выдаче мусорные статьи по 5-7к символов + список + заголовки + топорно вписанные ключевые слова и т.д. Тенденция к улучшению есть, но ИИ — пока не то на что нужно ориентироваться в SEO. Рекламные ролики от Yandex прекрасны и глядя на них кажется будто поисковики уже заранее знают, что мы хотим найти. Но это не так. К примеру, запрос «купить самый дешевый виски jameson 0,7 в ижевске». При таком запросе — в идеале нужно выбрать только магазин из вариантов с самой низкой ценой, а всё что дороже — показывать в самом низу. По факту — этого нет, более того, выдача никак не ранжирует сайты по цене. Другой вопрос — насколько это нужно самой системе? Данная дилемма тянет на отдельную статью. Но с точки зрения пользователя — такая выдача усложняет поиск. Вполне вероятно, с текущими темпами развития, ситуация с ИИ может кардинально поменяться в ближайшие 2-3 года. Можешь за 1 минуту сказать, как продвинуть сайт? Как бы ответили 10 лет назад? Собираем семантику (можно и без этого); Оптимизируем сайт (заголовки, тексты, кабинеты вебмастера); Ждем 2-3 недели, если сайт вылез в ТОП — то PROFIT, если нет идем дальше; Покупаем арендные ссылки на запросы со 2-3 страниц; Ждем 2-3 недели; PROFIT. Добавьте по желанию «прогон по каталогам», внутреннюю перелинковку по какой-нибудь хитрой схеме, скрытый SEO текст (клоакинг) и т.д.
Как ответят в 2022г
Собираем семантику — обязательно; Анализируем конкурентов — обязательно; Подбираем список профильных площадок в продвигаемой нише (например, для медицинских сайтов это DocDoc, Yandex Услуги, Yandex-Здоровье, НаПоправку и другие); Полноценно заполняем карточки в Yandex и Google Бизнес, с фото и видео контентом; Оптимизируем сайт (заголовки, техническая оптимизация); Прорабатываем семантическую релевантность каждой страницы; Продумываем текстовое наполнение — делаем его полезным; Улучшаем поведенческие факторы, работаем с юзабилити и конверсией: тестируем УТП, квизы, обратные звонки, онлайн-консультантов; Покупаем статьи на профильных сайтах; Анализируем динамику, есть результат — PROFIT, нет результата возвращаемся на пункт 6. Процесс вроде бы усложнился, но по факту, в него просто вклинились другие площадки, которые нельзя игнорировать. Также ужесточились требования со стороны поисковых систем — алгоритмы ранжирования контента на сайте теперь работают намного умнее и точнее, согласно пользовательским запросам. Кстати, не исключаю, что и Яндекс в 2022 году выкатит что-то похожее на E-A-T и Y-M-Y-L, как это сделал в свое время Google.
*на момент публикации статьи Yandex уже это сделал (https://www.seonews.ru/events/yandeks-rasskazal-pro-novye-signaly-kachestva-dlya-kommercheskikh-saytov-i-resursov-ymyl-tematiki/ )
Резюмируя Слово «Оптимизация/Optimization» не просто так присутствует в аббревиатуре SEO. Оптимизировать — значит максимизировать выгодные характеристики чего-либо. Выгодными, в нашем случае, являются актуальные метрики поисковых систем. Они, как известно, с каждым годом меняются. Отсюда и похороны каждый год :). В 2022 как никогда актуален здравый смысл.
Думать о пользователях. Сравнивать сайт с реальным магазином. Не упираться в один инструмент продвижения. Понимать бизнес-процессы. Знать и активно использовать альтернативы. Благодарю за то, что ознакомились с моей точкой зрения. Надеюсь вы узнали что-то новое. Успехов в бизнесе в 2022 году!
Автор статьи: Дядюков Дмитрий
Корректировка и дополнение: Маргарита Белоусова
Команда toptop.guru