редакции Выбор
Как составить ТЗ так, чтобы тебя понимали
Когда Клиент приходит к нам, он рассказывает свою идею, описывает, какое приложение хочет получить. Перед началом работы все его пожелания и требования фиксируются в техническом задании. ТЗ — важная часть создания приложения. Если оно будет недостаточно продуманным, то работа может затянуться на долгий срок, а команда застрянет в переделках, которые возникли из-за недопонимания между Заказчиком и Клиентом.
Что такое ТЗ
В техническом задании фиксируются все основные характеристики и требования — от внешнего вида до его функционала. Фактически здесь описывается представление о том, каким должен быть конечный продукт, чтобы было понятно двум сторонам: Заказчику и Исполнителю. Задача ТЗ — свести к минимуму разницу между ними.
Цели написания ТЗ
1. Упорядочить пожелания Клиента. Найти оптимальный способ реализации задачи.
2. Убедиться, что Команда и Клиент понимают задачу одинаково.
3. Дать Клиенту оценку, чтобы он мог ориентироваться по стоимости и срокам.
4. Подготовить документ, по которому будет работать Команда.
5. По ТЗ тестировщик и Клиент могут проверить, что реализация соответствует задаче.
Техническое задание — это юридический документ, и в случае споров, обе стороны могут на него опираться.
Как составить ТЗ в государственном стандарте не описано, там лишь указано, каким оно должно быть. Сейчас мы расскажем о требованиях и правилах, которые помогут писать технические задания.
Требования к техническому заданию
Чтобы ТЗ способствовало достижению описанных целей, оно должно соответствовать некоторым требованиям:
- Быть достаточным для того, чтобы понимать весь процесс работы программы. Какое действие за каким следует, откуда берутся данные, куда передаются, какой формат данных, какие условия, кто может это делать, что произойдет в случае успеха или ошибки.
- Быть однозначным. Формулировки должны быть «закрытыми». Здесь не может быть указано «админка должна быть удобной», так как удобство — это субъективный фактор, пишите конкретно то, какой вы ее хотите видеть. Не можете сформулировать — мы всегда подскажем и посоветуем. Если техническое задание написано неоднозначно — это приведет к бесконечным доработкам.
- Быть понятным всем участникам процесса. Включая Клиента! Не стоит перенасыщать ТЗ техническими терминами. Старайтесь писать так, чтобы даже новичок в IT понял, о чем идет речь.
- Быть компактным и иметь понятную структуру, чтобы в нем было легко ориентироваться. Высшее мастерство написания ТЗ — добиться максимального описания задачи при минимальном количестве слов.