Два подхода к внедрению процессного управления
Механистический подход начинает с выявления всех процессов компании. Чаще всего это делается путем опроса сотрудников. Тщательно выписываются все их функции, а затем определяются процессы, в которых эти функции выполняются.
Что здесь неправильно?
Во-первых, если какие-то функции в компании не получили должного развития, то соответствующие процессы будут просто "не замечены". Если, например, компания не занимается привлечением новых клиентов, то этот процесс не будет выявлен в ходе исследования, в составе процессов его не будет.
Во-вторых, при механистическом подходе не рассматривается рыночное окружение компании, ее клиенты и конкуренты. При этом создаются регламенты процессов, которые не обеспечивают удовлетворенности клиентов и конкурентоспособности компании.
Системный подход начинает построение бизнес-процессов с рассмотрения внешней среды, в которой действует компания.
Прежде всего, необходимо понять, кто является целевыми клиентами компании, в чем состоят их потребности, в каких компонентах бизнеса компания должна превосходить конкурентов, чтобы быть привлекательной для клиентов. Ответы на эти вопросы позволяют определить требования к бизнес-процессам компании.
Другими словами, системный подход требует сформулировать основные принципы маркетинговой стратегии прежде, чем приступать к определению бизнес-процессов и их описанию.
О том, как проводится идентификация стратегии компании,читайте новую статью из цикла публикаций о процессном подходе к управлению компанией.
Для внедрения процессного подхода воспользуйтесь "дорожной картой", которую дает мастер-проект "Создание системы управления процессами".