Алмаз королевы: как руководителю тратить 30 минут в день на контроль маркетинга
Вы – руководитель средней или небольшой компании (а то и стартапа), вы смотрите в будущее и определяете стратегию развития компании. А для рутинных маркетинговых операций у вас в штате или на контракте есть контент-райтер, специалисты по SMM, SEO, платной рекламе и ещё много кто.
Периодически вы собираете у себя в кабинете всех этих милых людей и просите рассказать как идут дела, каких успехов они достигли. Они показывают красивые графики, называют приятные цифры. Вам становится хорошо.
Только нужно помнить, что все эти маркетологи – не коллективная фея-крёстная и если директор слепо будет верить красивым цифрам и графикам, то в один прекрасный момент компания рискует превратиться в тыкву.
В 1849 году английской королеве Виктории был преподнесен в подарок крупнейший алмаз «Кохинор». Встал вопрос – кто отшлифует его? - Все ювелиры жулики! – сказала королева и и сама села за шлифовальный станок. Через 38 дней алмаз был превращён в бриллиант.Каждый директор должен помнить – кроме него и собственников компании никто не заинтересован в развитии процветании бизнеса. Рядовых сотрудников волнует своевременная выплата зарплаты и минимизация собственных усилий. Нет, они конечно не хотят отправить компанию в финансовый нокаут и преждевременно лишиться работы. Но и тратить своё время на тонкую оптимизацию тоже не будут.
Можете себе представить менеджера отвечающего за Google Adwords, который по дороге на работу увидит рекламу своего серьёзного корпоративного продукта на развлекательном сайте, и побежит добавлять этот сайт в список исключений, чтобы сэкономить бюджет?
На мониторе, подключенном к моему рабочему ноутбуку постоянно открыт отдельный браузер. Каждая вкладка в нём – отдельный инструмент, способный повысить эффективность какого-либо процесс или сэкономить компании деньги (или и то и другое одновременно).
Все эти инструменты тривиальны и хорошо известны. На работу с ними я трачу один-два часа в день. Сразу предупреждаю, среди них нет чудо-сайтов, одним нажатием кнопки решающих все проблемы. А есть там вот что…
CRM
Здесь я проверяю:
- качество новых интересов, а именно юридическое лицо (что предпочтительней, так как размер сделки существенно больше) или физическое; есть ли телефон, корпоративная почта или личная;
- корректность распределения интересов между менеджерами по продажам (лучше предотвратить конфликт, чем впоследствии копаться в нём).
Google.Analytics и Yandex.Metrika
Эти службы я использую для:
- контроля общего количества входящих интересов;
- выявление наиболее эффективных каналов генерации интересов и изменения в динамике; если вижу, что по рекламе стало приходить гораздо меньше лидов, то сразу же к менеджеру по рекламе возникает вопрос - что изменилось?
- определения динамики ROI. Например я вижу, что на прошлой неделе лид в Adwords стоил 500 рублей, а сейчас он стоит уже 1000. Что изменилось? Конкуренты повысили ставку или мой менеджер решил, что нужно выполнить план по лидам любым способом и задрал сумму за клик?
- контроля эффективности маркетинговых активностей. Например если после публикации в СМИ, конференции, публичного выступления растёт количество прямых заходов, значит маркетологи всё сделали правильно.
Google.Adwords и Yandex.Direct
На этих вкладках я уточняю информацию, которую уже предоставили мне Google.Analytics и Yandex.Metrika. В ряде случаев отчеты рекламных систем удобней и интуитивней, чем у систем web-аналитики (тут уж кому что нравится).
И конечно же, если я вижу возможности для оптимизации, то гораздо проще выполнить изменения самостоятельно, чем формулировать задание для менеджера.
Google Search Console и Yandex.Webmaster
Краткий мониторинг на тему ошибок с индексированием, несуществующими страницами и прочим.
Когда относительно недавно мы меняли структуру разделения сайта на языки с ru.kickidler.com на www.kickidler.com/ru/ , периодически возникали ошибки и я заглядывал на эти сайты часто. Сейчас очень редко, пару раз в неделю.
Alexa.com, Prodvigator.ru, SemRush.com
Анализирую позиции нашего сайта относительно конкурентов. Если мы позиции теряем, то это повод к серьезному разговору с менеджером по SEO. Если конкуренты позиции наращивают, то тоже к разговору, но доброму - что нужно изменить нам на сайте, чтобы за ними угнаться.
Facebook, ВКонтакте, Linkedin
Тут я смотрю как быстро прирастают наши страницы подписчиками, какая активность у публикаций и насколько эти публикации адекватные.
Сравниваю нашу статистику со статистикой конкурентов. Обычно радуюсь
Внимательно изучаю все их публикации. Это очень важно и вот почему.
Недавно наши конкуренты нашли симпатичную картинку, описывающую инструкцию по борьбе с прокрастинацией. Они перевели текст и поместили на свою странице в FB. К сожалению для них, мы сделали то же самое на полгода раньше и опубликовали на lifehacker.ru. Нам, как говорится, не жалко, но с точки зрения читателя возникает ощущение вторичности конкурента. Рынок систем мониторинга персонала пока не очень большой, вероятность что люди прочтут оба материала высокая. Возможно мои читатели скажут, что я преувеличиваю опасность, но я бы за такую оплошность поставил бы своему маркетологу "на вид".
Сайты конкурентов
Не объявили ли какие-то новые акции, которые имеет смысл принять к сведению (скопировать, парировать).
Не обновили ли сайт? (за последние полгода такого не случилось ни разу ни у кого).
Возможно опубликовали какие-то новые материалы.
На все эти действия я трачу на так и много - около 30 минут в день.
Вы скажете мне, что это время можно было использовать на что-то полезное и более соответствующее статусу руководителя проекта.
Конечно можно. Только вот не даёт мне покоя высказывание Зорга.
Если хочешь сделать хорошо - сделай самСам я всё делать не хочу, но руку на пульсе всегда держу.
Так что эти 30 минут - разумная плата за быстрый рост нашей компании.
Чего и вашей компании желаю!