Чего не умеют российские стартаперы, но умеют американские
Количество денег в Silicon Valley намного больше, чем в Российской Федерации. В нашу страну пока не готовы серьезно вкладываться (за определенными исключениями). Но я выделил еще четыре качества, которые есть у американских стартаперов, но зачастую отсутствуют у российский. И отсутствие этих качеств серьезно мешают появлению новых ИТ-компаний на просторах нашей Родины.
Итак, российские стартаперы плохо умеют
1. Презентовать свои разработки
Американцев с детства учат красиво говорить и правильно выражать свои мысли. Они делают доклады, участвуют в диспутах, выбирают президентов класса. В результате в профессиональную жизнь средний американец отправляется с умением четко излагать свои мысли, красиво и связно говорить.
Наши программисты талантливы, но зачастую нелюдимы. Они не любят публики и долгого общения. Им проще написать крутой продукт, чем сделать о нем сносную презентацию на 20 слайдов.
Что делать? Учить общаться, восполняя недополученные в детстве навыки. Или по-крайней мере культивировать их в не столь талантливых, но более социально-активных программистах, превращая их в управленцев.
2. Взаимодействовать с инвесторами
Американцы привыкли к инвесторам, они понимают их логику и правила игры. Они знают, что это такие люди / компании, которые пришли заработать на них некоторое количество денег. Значит показать этим инвесторам нужно именно потенциал роста стоимости компании.
(Тут необходимо маленькое отступление — американские инвесторы настроены на долгосрочные вложения. Поэтому они не ждут мгновенной прибыли или даже выхода на окупаемость. Для них больше важна доля рынка и, как следствие, рост капитализации компании. А вот когда компания захватит рынок, её можно будет выгодно продать или придумать модель монетизации. Российские инвесторы не такие «добрые», им нужна прибыль на достаточно коротком горизонте.)
Наши стартаперы зачастую воспринимают инвесторов как «волшебников в голубых вертолётах» с кучей денег и готовы рассказывать им о своём замечательном продукте. А инвесторы хотят услышать цифры. Как будет происходить захват доли рынка, примерный объем этого самого потенциального рынка, сроки окупаемости и т.д. К сожалению для наших разработчиков, они не привыкли мыслить такими категориями.
Что делать? Нанимать для подготовки инвест-предложения и для общения с инвесторами внешних временных консультантов. Нанимает же бизнес программистов-фрилансеров.
3. Продавать свои разработки
У американцев еще в 50-е была поговорка «сделать-то просто, а ты продай!». Переполненные после Великой депрессии рынки диктовали свои правила. С тех пор главные люди в американских компаниях — продавцы и те, кто развивает бизнес. Именно вокруг них построены все стартапы прошлого и нашего времени. Возняк был технологическим гением, но Apple Computers «взлетел» благодаря Стиву Джобсу.
В нашей стране всегда во главу угла ставилось производство. Вначале шло восстановление после гражданской войны, потом индустриализация, потом восстановление после Великой Отечественной, затем массовое строительство жилья, штурм космоса, массовый выпуск товаров народного потребления. Спрос находился сам, а вот талантливые инженеры (такие как Королёв) всегда были на вес золота. именно поэтому наши стартапы обычно строятся вокруг создателей продукта, которые не имеют достаточного опыта, чтобы вывести его на рынок.
Что делать? Программистам придется позвать в компанию хороших продавцов и дать им право голоса в управлении компании. Ну или вырастить из себя универсальную личность уровня Эдисона — пожалуй единственного успешного изобретателя и коммерсанта в одном лице.
4. Спокойно относиться к своим продуктам
Для американцев главное не продукт, а финансовый результат компании. Они в первую очередь не творцы, а бизнесмены. Пожалуй, единственным исключением являлся Стив Джобс, но и для него коммерческий результат и качество продукта были тесно связаны. Если для дела нужно изменить продукт, обрезать функционал, вообще прекратить разработку — американцы это тут же сделают. Их программисты скорее ремесленники.
Наши программисты — творцы! Их продукты — их детища. Что-то поменять??? Да они же ночей не спали, оттачивая этот функционал! Пригласить внешних разработчиков?? Ага, чтобы они своими руками полезли в качественный код?! Написать какой-то блок, о котором просят продавцы?? Ребята, я еще не закончил с действительно красивой штукой, которая денег может и не принесёт, но уж больно интересно реализуется!
Примерно такая ситуация сложилась у меня в моём прошлом проекте, когда разработчик-основатель считал любые посягательства на функционал продукта «государственной изменой», а обсуждение качества реализации «переворотом». (К счастью, в Kickidler команда изначальных разработчиков покинула проект в момент выхода продукта на рынок, так что его можно безболезненно улучшать и дорабатывать).
Что делать? Расставлять приоритеты. Понять чего вы хотите — славы, денег или ощущения того, что вот эта программулина, которая стоит на компьютерах тысяч людей сделана вашими руками. Хотите денег — следуйте пожеланий маркетологов и продавцов. Нужно моральное удовлетворение — следуйте вдохновению. Иногда это даже совпадает.
На самом деле...
… всё не так безрадостно. Wargaming, MSQRD и многие другие проекты становятся мировыми лидерами в своих отраслях и нишах. А значит можем. А значит — нужно только чуть-чуть подучиться…