редакции Выбор
Как заставить алгоритмы и метрики Яндекса работать на себя: в теории и на практике
Но любая теория полезнее на практике. Недостаточно знать о новых алгоритмах и метриках — нужно уметь с ними работать. Поэтому в этой статье мы подробно расскажем о новых обновлениях Яндекса и покажем, как правильная работа с ними может вывести продвижение вашего бизнеса на новый уровень.
Алгоритм Y1
В 2021 году Яндекс представил обновление — новую версию поиска Y1, на которой строится работа сервиса в 2022 году. Улучшений более 2000. Отметим основные из них:
- Умная камера. Это камера в приложении Яндекс, которая умеет распознавать предметы. Например, если это одежда — подскажет на каком сайте ее найти, если кошка — узнает породу и расскажет об особенностях, а если это текст — то предложит отсканировать его, скопировать с фотографии или перевести на другой язык.
- Оценка по отзывам. Раньше в выдаче появлялись отзывы на Яндекс.Картах, теперь к ним добавились рейтинги из всех сервисов Яндекса: Яндекс.Маркет, Яндекс.Карты, Яндекс.Справочник. А еще — отзывы с сайтов-отзовиков и социальных сетей.
- Поиск внутри видео. Для получения ответа на запрос пользователь теперь может не просматривать весь ролик, а использовать быстрый поиск по видео с помощью таймингов. Это увеличивает количество просмотров и трафик на сайт.
- Быстрые ответы и дополнительные вопросы. Блок быстрых ответов показывает запрос пользователя на странице поисковика, пользователю не нужно искать информацию, гуляя по отдельным страницам. Ответ появляется в Яндексе в виде абзаца с выделенным текстом, картинкой или контактов компании. Пользователь и раньше мог видеть блок быстрых ответов, но после обновления список возможных запросов увеличился. При грамотном подходе к использованию контента — это дает рост инфотрафика и расширенный сниппет. Например, для информационных страниц —интернет-энциклопедий, сайтов вопрос-ответ — или специализированным и коммерческим сайтам.
Разберем последний пункт чуть подробнее, чтобы лучше понять механизм работы. Для примера возьмем проект нашего клиента, крупной марки чая. Наши редакторы написали для сайта клиента SEO-статью на тему «Где выращивают чай?». Она хорошо ранжировалась и за 3 месяца принесла 1500 переходов на сайт из поиска.
После выхода обновления мы поняли, что это неплохой шанс улучшить результаты. Поэтому мы: И это сработало — статья начала попадать в «быстрые ответы» Яндекса. Так мы увеличили количество переходов на сайт в 2 раза. Мы рассказали только об одном из улучшений — подробнее о быстрых ответах и оценке по отзывам говорили в отдельной статье об Алгоритме Y1. А другие советы по SEO и не только, вы можете найти в нашем Telegram-канале. Если коротко, метрика Проксима сигнализирует поисковым системам о качестве контента сайта и бизнеса в целом. Метрика Профицит — это интегральная оценка отдельного ресурса. Теперь подробнее о каждой. Новой метрикой проводится ранжирование экспертных, конверсионных и коммерческих сигналов, из которых формируется лояльность и доверие пользователей. Другими словами, она оценивает, насколько контент удовлетворяет посетителя сайта. Основываясь на этом поисковая система качественнее обрабатывает информацию и предлагает пользователям только лучшие результаты. Проксима учитывает множество аспектов при анализе сайтов. Главные из них это: Разберем на простом примере: школьник делает запрос «как написать сочинение». Поисковая система выдает ему два варианта сайта: Главное для Проксимы — качественная проработка контента. Конечно, у каждого блога есть своя редполитика, на которой строятся все материалы компании. Но знакомиться с принципами работы коллег всегда полезно. Поэтому делимся с вами нашим популярным материалом по контент-маркетингу — в нем рассказываем, как создаем статьи, которые будет понимать любой читатель. Эта метрика похожа на Проксиму. Она оценивает несколько страниц, предоставляющих ответы на запросы пользователей, и чем быстрее находится ответ, тем лучше сайт повышается в выдаче. В отличие от Проксимы, здесь важен не сам контент, а то, насколько легко и быстро пользователь решает задачу на сайте. Например, находит каталог на странице или корзину с покупками. Это более узкая оценка, которая также влияет на ранжирование. Во время работы с одним из проектов мы заметили большой процент отказов при оформлении товаров. Пройдя по пути пользователя, мы обнаружили, что при регистрации для оформления заказа, если вводить номер с 8, а не с +7, автоподстановка режет номер телефона. В итоге образуются две группы покупателей: одни замечают опечатки и получают ошибку ввода, что приводит к отказу от покупки; другие замечают, пытаются исправить ошибку и теряют время. В обоих случаях оценка Профицита падает. Колдунщик — специальный блок с емким ответом на вопрос, который появляется на поисковой странице. Он нужен для того, чтобы избавить пользователя от необходимости искать информацию по ссылкам, и сразу привести на сайт с нужным ответом. Даже заполучив место в ТОП-10 поисковика, есть вероятность, что трафик уйдет к другим сайтам через колдунщики Яндекса. Нет, Яндекс не забирает места выдачи у органики. Просто он создает новые «предложения» под свои сервисы. Вот пример поисковой выдачи по маркерному запросу «Купить диван»: Верх выдачи полностью занят одним из колдунщиков — товарами Яндекс. Далее идет блок платной рекламы. На скрине органика почти полностью отсутствует. Но колдунщики — не обязательно помеха для продвижения. Даже наоборот — вы можете извлечь из них пользу. При работе с алгоритмами Яндекса необходимо грамотно уточнять информацию о товаре или услуге, чтобы Яндекс генерировал слоты с колдунщиками, используя ваш сайт. Так потенциальные покупатели увидят его в первую очередь, до рекламы и органики. Рассмотрим основные виды колдунщиков подробнее и поделимся своим опытом работы с ними Эти колдунщики представляют собой расширенные сниппеты со ссылками на ролики или галерею изображений, релевантных запросу пользователя. Результаты по поиску через Картинки и Видео будут зависеть от тематики бизнеса: вряд ли пользователи будут искать услуги грузоперевозок по изображениям. А вот одежду, аксессуары или, например, посуду — вполне возможно. Поэтому в этих или подобных сферах оптимизация видео и изображений увеличивает шанс попадания сайта в колдунщики. За примером проекта в подходящей тематике далеко ходить не нужно — в начале работы с проектом по продаже люксовой одежды мы добавили информативные и уникальные картинки с оптимизацией для мобильных, прописанными атрибутами и описаниями — короче говоря, начали полную оптимизацию изображений на сайте. После этого изображения начали появляться в колдунщике Яндекс.Картинки и привлекли дополнительный трафик, хотя в органической выдаче позиции страницы до нашего подключения к проекту были ниже ТОП-10. Товарный поиск — это блок внутри поисковой системы Яндекс, который позволяет предложить пользователю товар, даже если сам сайт находится не в ТОПе. Попадание в Яндекс.Товары определенно принесет дополнительный бесплатный органический трафик, а также увеличит коэффициент конверсий, поскольку на сайт будут приходить заинтересованные пользователи, которые ищут определенный товар. Есть два моментапункта, которые нужно проработать, чтобы попасть в Яндекс.Товары. Яндекс.Бизнес — это сервис для запуска рекламы на площадках Яндекса. Чтобы попасть в колдунщик, нужно начать работу с «Бизнеса» — добавить полную контактную информацию компании, ее геолокацию и загрузить фид товаров. Этой информацией пользуются Яндекс.Карты, и в колдунщик при выдаче попадают карточки компаний. При этом они появляются в «Картах» как по брендовым запросам, например, «Додо Пицца» или «Пицца Папа Джонс», так и по небрендовым — «заказать пиццу», «где пообедать рядом» и т.д. Профиль в Яндекс.Бизнес имеет несколько преимуществ: «Синяя галочка» После заполнения профиля в Яндекс.Бизнес на 100% и прохождения проверки модерацией в сниппете появляется знак «Информация подтверждена владельцем». Это показывает пользователям, что именно ваш аккаунт — реальное представительство компании, и повышает уровень доверия. Другими словами, юзеры выделяют профили с «галочкой» из общего числа компаний с такой же тематикой. «Синяя галочка» нужна не только для статуса. Она позволит единолично делать правки в карточке компании. Если знака нет, то кто угодно может изменить телефон, адрес или региональную принадлежность организации. Чтобы получить синюю галочку, мы на проекте по продвижению интернет-магазина одежды полностью заполнили профиль в Бизнесе: добавили товарный фид, информацию, фото товаров. Благодаря этому за 2 недели трафик с Яндекс.Карт увеличился на 48%. Региональность Для Яндекса региональность сайтов является важнейшим фактором в ранжировании. Алгоритмы Яндекс работают таким образом, что даже по запросам без указания города, приоритетно в выдачу попадают те сайты, которые соответствуют геолокации поиска. Например, если раньше Яндекс по запросу «ремонт часов» просто определял город пользователя, то теперь он уменьшил геолокацию до района и даже улицы. Ведь чем ближе найдётся услуга, тем удобнее для пользователя. В такой ситуации Яндекс отдаст предпочтение тем сайтам, у которых грамотно и в полной мере выставлены гео-данные. Именно поэтому региональная привязка сайта в Яндексе очень важна как для продвижения по одному региону, так и по всей России. Конечно, понять все тонкости того или иного обновления за один раз — сложная задача. Мы ежедневно делаем SEO-аудиты по проектам и видим, что даже половина наших стандартных рекомендаций не выполняется. В теории «все всё знают», но на практике в проектах большая часть не реализовывается SEO-специалистами заказчиков. Поэтому мы формируем RoadMap, в котором прописываем все правки и план проекта по SEO-продвижению, чтобы быстро и последовательно достигать целей. Если у вас нет времени вникать в тонкости SEO-продвижения — просто напишите нам. Мы сами определим точки роста вашего сайта и возьмем на себя полное продвижение.
Метрики Проксима и Профицит
Работайте над качеством контента, чтобы подстроиться под сигналы Проксимы
Следите, насколько пользователю удобно на сайте, чтобы улучшить Профицит
Поиск Яндекс и колдунщики
Оптимизируйте контент, чтобы попасть в Яндекс.Картинки и Яндекс.Видео
Загрузите товарный фид и проработайте отзывы, чтобы попасть в Яндекс.Товары
Подтверждайте информацию и настраивайте геолокацию при работе с Яндекс.Бизнес и Яндекс.Карты