Почему в университетах мало стартапов или как появилась Компьютерная школа "Университетские технологии"
Как принято считать в большинстве случаев, высшие учебные заведения это не только кузница кадров высшей квалификации, но и платформа для создания различных стартапов. Есть много публикаций о том, как надо вовлекать студентов с первых курсов обучения в предпринимательскую и творческую активность, о работе различных инкубаторов и технопарков при университетах, о системах выдачи грантов. Но действительность зачастую совсем иная …
Университет, как правило, это консервативная система. Инновации в сфере образования проходят длительный и тернистый путь. Есть учебные программы, которые разрабатываются и утверждаются на длительные периоды. Есть учебная нагрузка, включающая аудиторные занятия и материалы для самостоятельного изучения (курсовые работы и проекты, рефераты, расчетно-графические работы и т.д.). Есть требования по обеспечению читаемых дисциплин авторской учебно-методической литературой. Есть преподаватели, которые читают дисциплины по несколько десятилетий по накатанному сценарию. И многое другое есть, фактически нагружая работой студентов и преподавателей так, что практически не оставляет им времени на занятие чем-либо другим, особенно требующего умственного труда. Да, есть исключения из правил, есть студенты и преподаватели, которые успевают все в этой жизни, и учиться и подрабатывать и заниматься интересными творческими проектами. Но таких личностей очень мало и при этом, если присмотреться внимательно, то обязательно выяснится что не всё у них хорошо получается, где-то приходится «халтурить». Ну, невозможно все делать одинаково качественно …
Как с этим бороться? Очень просто, надо искать «золотую середину». Объем учебной нагрузки и заданий, а также вспомогательных работ по обеспечению учебного процесса должен быть таким, чтобы и студенты и преподаватели имели время на занятия другими вещами. Это может быть не только спорт и развлечения (в этом тоже не нужно себе отказывать), но и различные творческие проекты, да и просто научные исследования – все-таки университеты это еще и платформа для создания наукоемких инновационных технологий и продуктов. Здесь же надо отметить, что если преподаватель сам вовлечен в научную, инновационную и творческую деятельность, то и студентов он сможет вовлечь.
Вот в таких условиях появилась Компьютерная школа «Университетские технологии» при Донецком национальном техническом университете. Несмотря на острую обстановку в регионе здесь остаются работать молодые ученые стремящиеся к самореализации. Не имея возможности повлиять на систему образования, остается одно – совмещать «необходимое с приятным», а именно работу в университете с созданием и реализацией различных «стартапов». Являясь преподавателями в области информационных технологий логическим было решение поделиться новыми знаниями с другими. Сейчас доступны курсы обучения по следующим направлениям: Программирование; Компьютерная грамотность; Web-программирование; Web-дизайн, в тех аспектах, которые не рассматриваются в рамках основных дисциплин, читаемых в университете.
В настоящее время набирают обороты различные стартапы онлайн-обучения основам программирования. Но данное направление достаточно сложно реализовать без значительных инвестиций, отработанных учебных программ и технологий создания медиа-продуктов. Учитывая также высокую загруженность преподавателей университета учебной нагрузкой, практически нет времени, чтобы сконцентрироваться на разработке каких-либо дистанционных курсов обучения. Поэтому решение было принято о создании очной компьютерной школы для проведения занятий в группах по 6-7 человек в вечернее время после работы. Такой формат обучения имеет ряд преимуществ. Во-первых, живое общение с преподавателем и возможность организации с ним групповых дискуссий по каким-либо рассматриваемым вопросам. Во-вторых, оперативное корректирование учебной программы под аудиторию и внесение в нее новых тем. В-третьих, экспериментирование с различными формами представления учебного материала.
Данный «стартап» реализовывается с минимальными инвестициями за счет собственных средств, направленных исключительно на рекламу в Интернете для привлечения потенциальных слушателей. Рассчитывать на какие-либо инвестиции, в том числе гранты, не приходится, ввиду отсутствия в принципе экосистемы для инвестирования в регионе.
В перспективе рассматривается расширение направлений обучения. Это и робототехника, и программирование микроконтроллеров, и трехмерное прототипирование. Основные проблемы с запуском новых направлений связаны с поиском и привлечением преподавателей, которые обладали бы талантом - «простым языком доносить сложные вещи до аудитории», умели разрабатывать простые, но информативные учебные программы, а также имели бы свободное время для проведения занятий в вечернее время. Особый талант требуется от преподавателей для работы со школьниками.
Не исключаем также возможность когда-нибудь перейти к созданию дистанционных курсов обучения и интерактивных учебных курсов на основе накопленного опыта работы с различной аудиторий, от мала до велика.